2007-02-06

ИСД пошел на принцип. Чтобы насолить Вадиму Новинскому, Виталий Гайдук и Сергей Тарута решили удвоить затраты на покупку железорудного сырья

Боссы «Индустриального союза Донбасса» не на шутку обиделись на владельца Ингулецкого горно-обогатительного комбината, решившего, что сталевары могут поделиться с ним частью выросшей прибыли от повышения цен на металл. Чтобы насолить сырьевому магнату, ИСД в отличие от осени прошлого года решил не выводить на рельсы алчевских металлургов, ограничившись более цивилизованными методами — пробными закупками железорудного сырья в Бразилии.

Корпорация «ИСД», похоже, объявила торговую войну крупнейшему в Украине производителю железорудного концентрата — Ингулецкому ГОКу и контролирующей его компании «Смарт-групп» Вадима Новинского. На прошлой неделе председатель совета директоров ИСД Сергей Тарута сообщил, что в феврале он планирует посетить Бразилию и заключить долгосрочный контракт (на три–пять лет) с бразильцами на поставку железорудного концентрата в Украину для нужд Алчевского металлургического комбината. Причину обращения дончан к заокеанскому поставщику глава ИСД объяснил желанием создать проблемы украинским производителям железорудного сырья (прежде всего ИнГОКу), чтобы они стали более сговорчивыми и согласились снизить цены на свою продукцию.

ИСД не устраивают планы «Смарт-групп» по построению вертикально интегрированного производственного цикла путем модернизации Макеевского метзавода (на которую планируется потратить около $1 млрд). Понятно, что в результате часть ингулецкого концентрата будет использоваться внутри группы. С другой стороны, можно понять и Вадима Новинского. С такими покупателями, как ИСД, другого выхода, кроме как развивать собственные сталепрокатные мощности, у него попросту нет.

На сегодняшний день ИСД уже завез в Алчевск две пробные партии бразильской руды — первая в объеме 56 тыс. т прибыла в декабре 2006 г., вторые 72 тыс. т — месяцем позже. Сергей Тарута не сообщил, во сколько его компании обходится тонна импортируемой продукции, туманно заявив, что цены, по которым ИСД приобретает сырье в Бразилии, и те, что сложились на украинском рынке, «практически сбалансированы». Впрочем, в этом возникают сомнения. Как признался Сергей Алексеевич, владельцы ИнГОКа предлагают ему покупать ЖРС по цене порядка $50/т, а это фактически соответствует стоимости тонны бразильского концентрата ($49), реализуемого CVRD на условиях поставки — FOB бразильский порт. Если учесть затраты на транспортировку сырья в Украину, удорожание составляет около $33,5 на каждой тонне. Добавив сюда затраты на разгрузку, перевалку и перевозку концентрата в Алчевск с уплатой всех пошлин и сборов, можно вычислить, что каждая тонна завезенного из Бразилии сырья обходится ИСД почти в $100, что в два раза больше цены концентрата, производимого ИнГОКом. К тому же на протяжении всего 2006 г. ИСД пользовался товарным кредитом на поставку ингулецкого концентрата — по данным «Смарт-групп», его средний размер превышал $7 млн. Что же касается CVRD, то она отпускает концентрат исключительно по предоплате.

Несмотря на столь явный перекос, Сергей Алексеевич заявил о намерении ежегодно закупать в Бразилии 4 млн т концентрата, что составляет практически 100% потребностей Алчевского меткомбината. Этот объем будет стоить ИСД почти $400 млн, тогда как закупка того же объема руды с ИнГОКа даже по цене $50/т повлечет за собой только $200 млн затрат. А разница в $200 млн — сумма немалая даже для таких богатых людей, как Виталий Гайдук и Сергей Тарута, особенно учитывая, что принадлежащий им ИСД уже сейчас обременен долгами на сумму порядка $1,5 млрд.

Что касается бизнес-группы Вадима Новинского, то ее представители утверждают, что сегодня речь не идет об удорожании продукции. На этот раз в начале нынешнего года ИСД отказался подтверждать цены, по которым получал концентрат в ноябре–декабре. Впрочем, «Смарт-групп» не исключает, что весной цены на концентрат продолжат свой рост в соответствии с мировой конъюнктурой рынка сырья. Здесь уместно напомнить, что та же CVRD с 2002 по 2007 гг. повысила стоимость своей продукции почти в три раза. Поэтому шансы на то, что владельцы ИСД осознают, что, кроме них, на росте мирового металлургического рынка должны заработать и поставщики сырья, очень высоки.