2007-01-16

"Шелл": 100 лет в России

«Шелл»: 5 июля концерн отметит столетие объединения голландской «Ройял Датч» и английской «Шелл Транспорт энд Трейдинг». Между тем с самого начала развитие мирового энергетического гиганта неразрывно связано с нашей страной.
 
Технологии приходят на помощь нефтяным компаниям

Как обеспечить к 2050 году двукратный рост производства энергоресурсов, удерживая при этом выбросы парниковых газов в атмосферу на нынешнем уровне? Успешное решение этой задачи стало одним из наиболее актуальных вызовов, с которым сталкива-ется мировое сообщество. Сегодня человечество всё более отчетливо понимает, что ответ на этот вызов находится в плоскости  разработки и внедрения технологий, способных обеспечить новые, более совершенные методы использования энергоресурсов, позволяющие перейти к использованию более экологически чистых энергоносителей и снизить объёмы выбросов  CO2.

В прошлом веке нефтегазовая отрасль традиционно отождествлялась с образом рабочих в касках и пропитанной нефтью спецодежде, приводящих в действие тяжелое обо-рудование на устье скважины. Однако уже сегодня, когда технологии помогают находить новые ответы на энергетический вызов, компьютеры и лабораторное оборудование стали не менее важны, чем буровые станки.

В 2005 году концерн «Шелл» инвестировал более 500 миллионов долларов в научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).  В 2006 году мы отказались от каких-либо искусственных ограничений расходов на НИОКР. Наш подход прост - хорошие идеи, помогающие развитию бизнеса, должны получать необходимое финансирование.

В каких областях технологии могут обеспечить «прорывные» решения?

Поиск и добыча нефти и газа

Технологии меняют методы ведения разведки. Современные способы моделирования пластов с помощью данных сейсмических и электромагнитных исследований дают возможность получить больше информации, позволяющей повысить эффективность бурения. Например, с помощью методики «донного каротажа» стало возможным выявлять по электрическому сопротивлению продуктивные пласты, которые не могут быть выявлены с помощью сейсмических исследований.

Моделирование позволяет буквально «заглянуть вглубь земли» - создать компьютерную модель каждого пласта, более точно определиться со схемой разбуривания и обеспечить строительство более продуктивных скважин.
 
Новые методы бурения в сочетании с оптоволоконными технологиями позволяют получить доступ к таким углеводородным ловушкам, которые ранее считались недоступными. Это стало возможным благодаря использованию так называемых «змеевидных скважин», ствол которых буквально «петляет», что позволяет одной скважиной проходить одновременно несколько отдельных небольших залежей.

В Северном море мы начали добычу природного газа на небольшом месторождении, разработка которого ранее считалась нерентабельной. Применение одноопорной платформы, работающей в полностью автоматическом режиме без обслуживающего персонала и использующей энергию морских ветряных турбин, позволило существенно повысить экономическую эффективность разработки. Добыча ведётся с использованием альтернативных источников энергии (солнце, ветер), что позволяет  выйти на нулевой уровень выбросов CO2.

На повышение эффективности добычи нефти и газа направлена технология,  получившая название «умные месторождения» и основанная на использовании скважин, которые могут управляться с поверхности благодаря установленным в них внутрискважинным расходомерам и регулирующим клапанам. При использовании телекоммуникационных каналов связи это позволяет управлять разработкой месторождения в режиме реального времени с рабочего места, которое может быть расположено практически в любой точке мира.

Сегодня из пласта можно извлечь в среднем только треть находящихся в нем углеводородов. Концерн «Шелл» первым начал применять методы повышения нефтеотдачи с использованием пара, газа или химикатов, в результате чего коэффициент извлечения нефти (КИН) значительно возрос. Повышение среднего КИН по всем мировым запа-сам углеводородов с 35 % до 45 % позволило бы продлить существующие уровни добычи нефти примерно ещё на 20 лет.

Технологии дают также новые решения в области технического обслуживания и ремонта. После урагана Катрина аварийно-ремонтная бригада «Шелл» впервые в отрасли успешно отремонтировала отгрузочные трубопроводы платформы Марс в Мексиканском заливе на глубине 823 метра с использованием средств робототехники.

Нетрадиционные виды углеводородного сырья и улавливание CO2

Новыми перспективными источниками энергии являются нетрадиционные углеводородные ресурсы: высоковязкая нефть и битум, нефть и газ из сланцев и метан из угольных пластов. Их запасы примерно в три раза больше запасов традиционных ресурсов и шире распространены в мире.

Благодаря своим нефтеносным пескам, Канада занимает второе место в мире по запасам нефти после Саудовской Аравии. Однако получение бензина из такого сырья является значительно более энергоемким процессом по сравнению с традиционной нефтью, что приводит к существенному повышению выбросов CO2.

В рамках проекта по разработке нефтеносных песков в Атабаске (Канада), «Шелл» по-ставил цель добиться к 2010 году снижения выбросов на 50 % за счёт повышения энергоэффективности. Это означает, что совокупные выбросы CO2 при производстве и использовании бензина из нефтеносных песков будут ниже, чем при производстве и ис-пользовании бензина из обычной нефти, импортируемой в Канаду.

Применяемая «Шелл» технология газификации угля позволяет улучшить экономические и экологические характеристики использования этого традиционный энергоносителя, а так же значительно расширить области его применения. Получаемый при этом синтетический газ может использоваться в ряде технологических процессов, включая производство электроэнергии и химических продуктов, а также получение высококачественного жидкого топлива.

В настоящее время «Шелл» опробует технологии, позволяющие улавливать CO2 для подземного хранения, минерализации или использования в производстве при ограничении выбросов в атмосферу. Именно здесь технологии могли бы сыграть наиболее важную роль.

Например, на НПЗ «Шелл» в Пернисе (Нидерланды) углекислый газ улавливается и используется в местных теплицах для стимуляции роста растений. В Атабаске (Канада) CO2 закачивается в старые нефтяные месторождения. В Северном море в сотрудничестве с компанией «Статойл» разрабатывается способ улавливания выбросов CO2 с электростанции с его последующим использованием для повышения нефтеотдачи пластов.

Повышение экологической безопасности топлива и альтернативные источники энергии

Долгосрочные инвестиции в технологию позволяют повышать экологическую безопасность традиционных видов топлива. Однако параллельно с их совершенствованием, «Шелл» накопил существенный опыт в производстве новых видов топлива и использования альтернативных источников энергии.

Одной из успешно применяемых технологий является газожидкостная конверсия (ГЖК), которая позволяет получать из природного газа высококачественное моторное топливо с низким уровнем выбросов. Концерн «Шелл» в течение 30 лет совершенствовал эту технологию, которая сегодня также использоваться в промышленных масштабах для получения более экологически чистого синтетического топлива из биомассы или угля.

К 2015 году «Шелл» рассчитывает добиться существенного успеха в производстве биотоплива с улучшенными характеристиками, а также выйти на экономически эффектив-ное использование, по крайней мере, одного вида возобновляемых источников энергии.

Сегодня «Шелл» занимает одно из ведущих мест в мире по продаже биотоплива, реализуя ежегодно 3 млрд литров. Мы инвестируем средства в биотоплива «второго поколения» – например, в производство этанола из целлюлозы и жидкого топлива из биомассы. Их преимущество состоит в том, что в качестве сырья используются отходы сельскохозяйственного производства, а не пищевые культуры. Кроме того, эти технологии дают возможность еще более снизить выбросы CO2 на всем цикле производства и использования топлива.

«Шелл» входит в первую десятку крупнейших мировых разработчиков и операторов ветровых электростанций. Кроме этого, концерн занимается разработкой технологии тонкопленочных солнечных элементов, которые эффективнее и дешевле в производстве, чем традиционные фотоэлектрические элементы.

Стремясь превратить водород в экономически эффективное топливо, мы активно сотрудничаем с правительствами, автопроизводителями, муниципальными органами и университетскими исследовательскими центрами. Созданные «Шелл» сети водородных АЗС в Исландии, Японии, Нидерландах и США закладывают основы будущего водородного транспорта.

Конечно, многое еще предстоит сделать для того, чтобы мир мог достойно ответить на энергетический вызов. Главное - в этом деле положено хорошее начало. И мы в «Шелл» в этом уверены.

Газета Минпромэнерго РФ «Еженедельник промышленного роста»