2006-09-06

На "газовой бомбе". <I>Нарушения правил эксплуатации опасных объектов в Евпатории могут привести к непредсказуемым последствиям</I>

НЕЗАКОННАЯ ВЫКАЧКА ГАЗА НА ОЛЕНЕВСКОМ МЕСТОРОЖДЕНИИ Уже много раз за последние три года жители восьми улиц Евпатории жаловались в разные органы власти и контролирующие инстанции Крыма, в редакции газет на работу расположенной в их микрорайоне газовой заправочной станции фирмы «Сервисгаз». Последняя из жалоб — звонок евпаторийки Аллы Ивановой начальнику ГУ МВД Украины в Крыму генералу милиции Владимиру Хоменко во время проведения им прямой телефонной линии. Суть жалоб — непомерно сильный круглосуточный шум, который создают постоянно работающие компрессоры станции. На объекте расположено шесть мощных компрессоров, отбирающих газ из магистрального трубопровода и нагнетающих его до давления в 200 атмосфер в ресиверы и баллоны автомобилей. Мощный шум не дает спать ночью, мешает работать днем, создает круглосуточный дискомфорт, утверждают жители, тем более, что микрорайон улицы Эскадронной довольно населенный. Здесь в одноэтажных и многоэтажных домах живут несколько тысяч человек, через дорогу расположена городская школа №12. Жители окружающих улиц припоминают, как в 2001 году на станции раздался сильный взрыв, потрясший всю округу. Приехавшие «на звук» спасатели установили, что на станции взорвался газовый баллон. К счастью, люди не пострадали, но в окнах жилых домов возле школы были выбиты стекла, а во двор дома по улице Петриченко со свистом влетел тяжелый осколок какой-то трубы. С тех пор жители начали писать письма с просьбами устранить нарушения правил эксплуатации опасных объектов, но тщетно. Там, в Евпатории, допускаются нешуточные нарушения, угрожающие безопасности тысяч жителей...

ТАЙНА ОДНОЙ ФИРМЫ

ПЕРЕДВИЖНОЙ ЗАПРАВЩИК НА СКВАЖИНЕ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ ООО «СЕРВИСГАЗ» Раньше в этом здании по улице Эскадронной, 25 размещался городской автовокзал. Но его приватизировал предприниматель Сергей Ануфриев, который вместе с женой Ириной Ануфриевой в 1995 году зарегистрировали частное предприятие «Фирма «Сервисгаз». Безопасный ранее для жителей автовокзал он переоборудовал в объект, который стал именоваться «станцией технического обслуживания и заправки автомобилей», что на самом деле представляет собой сразу три заправочных станции: АГНКС — заправляющую автомобили метаном, который тут же отбирается из магистрального газопровода при помощи уже упомянутых компрессоров, АГЗС — заправляющую автомобили пропаном, и обычную бензиновую АЗС.

Заместитель председателя горсовета Евпатории Владимир Досинчук утверждает, что на Эскадронной, 25 существует только проблема шума. «Мы с этим боремся, однако считаем предпринимательскую деятельность Сергея Ануфриева полезной для города. И он, и его жена Ирина Ануфриева являются депутатами горсовета. Значительную часть городского транспорта они перевели на газ, что и дешевле, и экологически безопаснее», — говорит Владимир Досинчук. И действительно, во время пребывания в Евпатории все время на улицах видишь автобусы с крупной надписью «Сервисгаз», перевозящих курортников и горожан.

«Есть такая проблема», — признает местная СЭС, уже неоднократно инструментально измерявшая уровень шума как в округе станции, так и в квартире №6 дома №57 по улице Петриченко, и установившая его превышение «для селитебной территории и жилья». Санстанция, о чем свидетельствует письмо главного санврача Евпатории Николая Мельникова, применила к владельцу «Сервисгаза» «меры административного воздействия», вынесла постановление об ограничении количества работающих компрессоров в ночное время суток, предписала установить звукоотражающие экраны и удовлетворилась тем, что владелец опасного предприятия дал гарантийное письмо о выполнении этих работ «по окончании курортного сезона». Проверку по заявлениям граждан о превышении шума посчитала оконченной и евпаторийская милиция, о чем свидетельствует письмо участкового инспектора старшего лейтенанта милиции В. Корянова, фактически пересказавшего письмо СЭС.

«Есть такая проблема, — признает и сам владелец станции, евпаторийский предприниматель и депутат городского совета Сергей Ануфриев. — Я не буду с этим спорить. Но я со временем устраню причины шума».

Вместе с тем, его евпаторийская фирма «Сервисгаз» — сложное многоотраслевое предприятие. Ему принадлежат не только эти три станции на Эскадронной, но и метановая газозаправочная станция на Раздольненском шоссе, и бывший Опытно-механический завод, а также завод «Прогресс» в Симферополе, на которых предприятие изготавливает сложные компрессорные установки и другую газовую аппаратуру. Сергей Ануфриев — владелец городского автобусного парка, бывшего городского АТП-14311, которое было приватизировано не совсем чисто и, как сообщил прокурор Крыма Виктор Шемчук, его ведомство сейчас возбудило уголовное дело и расследует обстоятельства перехода его в частные руки. Фирма «Сервисгаз» также занимается переводом автотранспорта на газовое топливо. Но беда фирмы, несомненно, старающейся принести пользу себе и городу, как и всех евпаторийцев, в том, что владелец расположил газозаправочные станции в помещениях, не отвечающих техническим нормам для работы с газом. Причем во время переоборудования эти нарушения норм не были устранены. Одного взгляда на расположение газозаправочной станции на улице Эскадронной между школой и домами достаточно, чтобы понять — газозаправочной станции здесь не место...

ДОКУМЕНТОВ — ПОЛНО, НО...

По нашей просьбе Сергей Ануфриев показал много якобы разрешительных документов, подтверждающих правомочность расположения газозаправочных станций именно в этом месте. Надеялся он, кончено, как и во время всех предыдущих проверок, на поверхностный взгляд проверяющих, но оказалось, что при более тщательном анализе многие из предъявленных документов не выдерживают проверки. Так не очень толстая книжица, называемая проектом станции, на самом деле оказывается просто одним из его незаконченных рабочих вариантов, который владелец безуспешно пытался утвердить в соответствующих инстанциях. К тому же Сергей Ануфриев утверждает, что именно эта книжица и есть проект не только этой, но и всех трех станций. Начальник крымской службы «Укринвестэкспертиза», через которую должны проходить все без исключения проекты, реализуемые на территории Крыма, Петр Иосипенко и его заместитель Николай Меньшиков, просмотрев все данные объемной компьютерной базы данных о крымских проектах после 2003 года и все журналы регистрации крымских проектов до 2003 года, смогли найти только свидетельства несвершившейся попытки Сергея Ануфриева пройти экспертизу проекта «станции обслуживания и заправки автомобилей» в 2003 году. На экспертизу были представлены только наметки проекта для объекта по улице Эскадронной, но в папке уже лежат две страницы экспертных замечаний, свидетельствующие, что такого типа станция может быть размещена только в другом, а не в этом месте — и организация движения транспорта не та, и расстояния не выдержаны. Очевидно, Сергей Ануфриев понял, что никакой эксперт никогда не даст положительное заключение на размещение газозаправочных станций в этом здании, просто не оплатил, как заказчик, экспертизу проекта, и официально она просто не начиналась, а сам он... больше в «Укринвестэкспертизу» не обращался.

Заместитель начальника Южной межрегиональной инспекции Госнадзорохрантруда на производствах нефтегазового комплекса Владимир Михалишин, к которому мы обратились с вопросами о правомерности расположения и работы заправочных станций фирмы «Сервисгаз», сказал, что «они получили разрешение в Днепропетровске». Действительно, Сергей Ануфриев показывает ксерокопию заключения экспертизы по вопросам охраны труда Днепропетровского центра сертификации, подписанного главным экспертом М. Нургалеевым и утвержденного директором В. Киселевым. Но, во-первых, внимательный просмотр документа показывает, что он касается только оценки возможностей фирмы производить изготовление компрессорных установок на базе воздушных компрессоров Уральского компрессорного завода. Во-вторых, сам внешний вид ксерокопии вызывает подозрение. Третий раздел начинается в нем сразу пунктом 3.3, что вызывает вопрос: а что было написано в пункте 3.1? В третьих, в документе ниже есть снова пункт 3.3 совсем другого содержания. Несмотря на то что нумерация страниц идет правильная, текст, переходящий с третьей страницы на четвертую, не стыкуется по смыслу. Получается, что во время ксерокопирования в документе были одни пункты добавлены, другие удалены.

Существует также экспертное заключение тех же лиц и той же организации за №00.5113.059 от 3 июня 2003 года, в котором на просьбу фирмы «Сервисгаз» разрешить ее работу по заправке автомобилей метаном и пропаном Днепропетровский центр сертификации пришел к выводу, что фирме можно предоставить «право на работы по выполнению строительства систем газоснабжения... и техническое переоборудование автомобилей в газобаллонные». Но что касается права на работы по транспортировке, хранению, использованию сжиженных углеводородных газов и светлых нефтепродуктов (чем и занимается вовсю станция на бывшем ОМЗ), то фирме следовало дополнительно предоставить на экспертизу такие документы: проект станции с необходимыми согласованиями, технологические схемы, паспорта на резервуары, технологические карты, паспорта на каждый трубопровод, документы поверки измерительных приборов и другие. А этого, разумеется, Сергей Ануфриев просто не мог предоставить из-за несоответствия нормативным требованиям. Крымский эксперт Эдуард Нужденко в письме директору Крымского экспертного центра написал, что, «будучи привлеченным службой «Укринвестэкспертиза» к выполнению экспертизы технологической части рабочего проекта «Технический центр по заправке автомобилей в г. Евпатория», вынужден с некоторым огорчением отметить крайне низкий уровень качества рассмотренной технологической части указанного проекта». После этого Владимир Михалишин, поняв, что доказательств правомочности существования газозаправочных станций в густонаселенных районах Евпатории не хватает, сказал: «Сейчас осуществляется перенос станций с улицы Эскадронной в другое, более безопасное место», чем просто подтвердил необходимость именно такого шага для того, чтобы, наконец, после семи лет работы, узаконить их работу. Хотя сам владелец станций Сергей Ануфриев о переносе их ничего не говорит. Возможно, он об этом и не подозревает? И на самом деле это — идея одного Владимира Михалишина, ведь только он может выдать предписание об этом...

Таким образом, предоставленные Ануфриевым экспертные заключения не могли быть основанием для проекта ни трех станций на Эскадронной, ни газонаполнительной станции на Раздольненском шоссе, ни перевалочного пункта тяжелых газов на бывшем Опытно-механическом заводе. Соответственно вывод — все объекты уже семь лет существуют без проектной документации. Естественно, как подтверждают Николай Меньшиков и Петр Иосипенко, не существует и комплексных заключений службы «Укринвестэкспертиза» ни по одному из этих объектов, а это значит, что в законом порядке они не могли быть приняты в эксплуатацию. В таком случае остается загадкой, хотя, полагаем, для действительно компетентных проверяющих организаций она и не будет такой уж сложной, каким образом фирме «Сервисгаз» удалось при отсутствии проектов внести эти объекты в государственный реестр объектов повышенной опасности и получить разрешение на начало работ? Все объекты расположены так, что представляют большую опасность для города и горожан, и являются, по сути, «газовой бомбой» над курортным городом, готовой взорваться в любой момент...

Что касается компрессоров УБК нескольких модификаций, выпускаемых Уральским компрессорным заводом, то они ранее использовались, в основном, на кораблях и подводных лодках, и предназначены для сжатия воздуха, но фирма Сергея Ануфриева переделывает их для работы с газом. И некоторые владельцы газозаправочных станций, рискнувшие купить компрессоры у Ануфриева, предоставили нам копии актов о рекламациях, при этом выявляются типичные недостатки. Так фирма ООО «Проба» из Мелитополя (как и газозаправочные станции в Бахчисарае, и в Симферополе, и другие) установила, что компрессоры этого типа пропускают газ в картер и его скопление там часто достигает 50 — 60%, что чревато взрывом. Устранение этой неисправности в эксплуатационных условиях практически невозможно. Причем во время компрессирования газа допускаются его потери иногда до 15 — 17 и больше процентов — и это при нынешней-то дороговизне и дефиците топлива в стране! Расход масла в этих машинах в 13 раз превышает норму. Они имеют повышенную вибрацию, что приводит к повышенному шуму. Система осушки газа работает не эффективно, что приводит к замерзанию газопроводов высокого давления. Мелитопольская комиссия специалистов пришла к выводу, что такие недостатки в компрессорах приводят к нарушениям правил пожарной безопасности, значительному снижению качества газа, а это означает жалобы водителей, потерю клиентов, а также убытки газозаправочных станций (ООО «Проба» утверждает, что они составили 500 тысяч гривен), и причиной этих недостатков является именно некачественная переделка компрессоров фирмой «Сервисгаз».

Более того, евпаторийцы часто наблюдают, как по городу проезжают тяжелые автомобили с большими кассетами газовых баллонов в кузове. Это так называемые ПАГСы, то есть передвижные автомобильные газовые станции, служащие для транспортировки газов. Фирма «Сервисгаз» перевозит на них пропан и метан на заправки через весь город, как на Эскадронную улицу, так и на Раздольненское шоссе. Естественно, они являются объектами большой опасности, и чтобы получить разрешение на их работу, необходимо практически столько же документов, сколько и на стационарную газозаправочную станцию. На вопрос о том, законно ли ПАГсы фирмы «Сервисгаз» эксплуатируются в городе, Владимир Михалишин сказал, что они зарегистрированы в его службе. Он достал толстый журнал регистрации, полистал его перед моими глазами, но, не найдя ни одной нужной записи, добавил: «Но не все, конечно. Но мы их поймаем — и накажем!» На этом он захлопнул книгу и положил обратно в шкаф...

ТАЙНА ОЛЕНЕВСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Тем более было удивительным, что в разговоре с нами Сергей Ануфриев, видимо, подчеркивая значимость и вес своей фирмы, сказал: «А мы также будем сами добывать газ, и расширяем сеть заправок, даже под Киевом в Борисполе строим заправочную станцию». Про историю добычи газа на месторождении под поселком Черноморское нам рассказывал бывший начальник Евпаторийской нефтегазоразведочной экспедиции, а затем генеральный директор «Крымгеологии», дочернего предприятия НАК «Надра Украины», Степан Орлив, ныне помощник одного из народных депутатов. О существовании такой проблемы в Крыму еще в апреле 2005 года говорил начальник ГУ МВД Украины в Крыму генерал Владимир Хоменко. По его словам, материалы милицейских проверок свидетельствовали, что «в Крыму пробурено около 50 скважин, но реально их в четыре раза больше». Именно тогда милиция обратила внимание и на Оленевское газовое месторождение. На нем есть три скважины, но некое ООО «Плато» — частное предприятие из Оленевки! — получило лицензию №2516 Госкомитета природных ресурсов «на геологическое изучение месторождения», но вместо изучения установило там две печи и выжигало известь. Эти работы были прекращены.

Но наши несколько посещений в июле и в августе Оленевского месторождения, находящегося возле села Красносельское в Черноморском районе, показали, что жизнь там бурлит до сих пор. На месторождении мы нашли две затампонированные скважины, но к третьей, где были видны остатки бывших печей, тянулась хорошо проторенная дорога, а по обе стороны ее в целинную степь тянулись глубокие колеи от тяжелых грузовиков. Видно, что зимой и в весеннюю распутицу ЗИЛы тут прошли сотни раз. На самом месторождении нас встретил сторож и две собаки. Здесь на фундаменте стоит почему-то отрезанный от высоковольтной линии трансформатор, впрочем, готовый к подключению в любой момент. Здесь установлена хорошо обжитая бытовка для персонала, от скважины тянутся вереницы разных желтых и серых труб, на специальных фундаментах установлены газовый компрессор и шкаф с измерительными приборами. Когда мы были тут первый раз, то за пригорком, так чтобы не было видно с дороги, был спрятан тяжелый автомобильный кран, которым, вероятно, снимали кассеты с кузова перед наполнением и грузили уже полные баллоны. Здесь же стоит ПАГс с госномером АК 1183 ХХ, как показала проверка в МРЭО ДПС, зарегистрированный на фирму «Сервисгаз». О том, что здесь происходило, нам рассказали пастухи овечьих отар, которые круглосуточно пасут овец в степи вокруг месторождения, и пчеловоды на пасеках, выставленных в округе: «Всю зиму и весну здесь добывали газ и вывозили на больших машинах с красными баллонами, говорят, в Евпаторию. Работали практически постоянно. Мы все свидетели, это нельзя спрятать — гул работающего в степи компрессора слышен далеко в окрестностях (вспомните шум, на который жаловались жители Евпатории! — Авт. ). Вот только недавно прекратили...»

В третье посещение месторождения нам повезло. Прямо здесь мы встретили начальника Евпаторийской экспедиции «Крымгеологии» Василия Зайца, рассказавшего, что газ здесь добывает его вышестоящая организация, но тут же продает его евпаторийскому предприятию «Сервисгаз», которое реализует его на свое усмотрение. Он отказался назвать даты, когда начали и когда прекратили добычу, но сказал, что добывали «до недавнего времени». Он показал место на технологической трубе, где стоял счетчик, который уже сняли, заменив просто вставкой из трубы, и увезли куда-то. А прекратили потому, что были «большие технологические нарушения», «Михалишин как приехал и увидел этот шланг, так сразу же дал предписание прекратить добычу», — рассказывает Заяц. Однако это затишье — только перерыв. Компрессор и технологический шкаф, трубы, не как в прошлый наш приезд, теперь радостно блестели на солнце, были выкрашены свежей желтой и серой краской. Василий Заяц показал место, куда в этот раз ПАГсы будут подключаться уже не шлангом, а трубой, как положено. По словам Василия Зайца, месторождение снова готовят к новой добыче, и готовится к этому тот же евпаторийский «Сервисгаз». На месторождении находился инспектор Балаклейского (Харьковская область) военизированного противофакельного взвода Виктор Эйснер, с которым «Крымгеология» только готовилась заключить договор о возможных спасательных работах.

Генеральный директор ДП «Крымгеология» Петр Дякович также утверждает, что газ добывали законно. Он показал ксерокопию лицензии Госкомприроды №2016 от 18 декабря 2002 года, выданную ДП «Крымгеология» на опытно-промышленное освоение скважины, договор №47 от 4 января 2005 года с фирмой «Сервисгаз» о купле-продаже газа. Вместе с тем, генеральный директор наотрез отказался поднять документы и сказать, когда начали и когда закончили добывать газ, сколько именно газа было добыто и продано «Сервисгазу». Сказал — пишите официальный запрос, и мы ответим. На нашу просьбу показать проектную документацию, Петр Дякович показал даже два проекта: один на опытно-промышленную разработку Оленевского месторождения, второй — проект обустройства месторождения. Оба проекта не имели согласований и комплексных заключений, и в той же «Укринвестэкпертизе» нам сказали, что такие проекты через них не проходили. Реально вся техника, установленная на месторождении, принадлежит «Сервисгазу», и картина событий выглядит таким образом, что именно «Сервисгаз» — под прикрытием лицензии на имя «Крымгеологии» — добывал здесь газ сам для себя.

Впрочем, «секретность» всех сведений о количестве добытого газа не удивительна. Петр Дякович сказал, что «Крымгеология» продавала добытое сырье «Сервисгазу» по довольно низкой цене. «Сервисгаз», естественно, доставлял его ПАГсами на свои заправки в Евпаторию и реализовывал его по цене, установленной на газ, отобранный фирмой из магистрального трубопровода. Куда шла разница?

Уже знакомый нам заместитель начальника инспекции Госнадзорохрантруда Владимир Михалишин подтвердил, что это по его указанию прекратили добычу газа на Оленевском месторождении, но отказался показать составленное им официальное предписание, сказав, что журналист не прокурор, а это «служебная тайна», и он принимал присягу. А может, и не было никакого предписания, и его будут составлять задним числом? Отказался он показать и документ, которым его организация — инспекция Госнадзорохрантруда на производствах нефтегазового комплекса — дала разрешение на добычу газа. А может, не было и самого разрешения, и его также теперь будут делать тоже задним числом?

Редакция направила для этого официальный информационный запрос, и установить истину, надеемся, не составит труда. Мы продолжаем расследование, но на этот раз уже с участием правоохранительных органов, с которыми мы поделились добытой информацией.