2006-09-04

Вода из бутылок - будущее Прибайкалья?

Вода Байкала и вытекающей из него реки Ангары, наверное, самая чистая в России. Однако в ней почти нет полезных веществ: содержание кальция, магния, калия, бикарбонатов ниже оптимального в два-десять раз, что усугубляется дефицитом микроэлементов - йода и фтора.

По данным медиков, их недостаток в организме человека приводит к патологиям сердечно-сосудистой и эндокринной систем, заболеваниям системы кровообращения, крови и кроветворных органов, опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения.

Какую воду мы пьем

Проблема качественной питьевой воды стоит остро во всем регионе. Если в Иркутске Ангара еще относительно чистая, то ниже по течению к ее водам примешиваются различные промышленные и бытовые стоки. Выход, по мнению гидрогеологов, может быть в переключении водоснабжения на подземные источники. Однако и подземные воды могут быть разными.

- Если взять Иркутск и Ангарск, то вокруг этих городов распространены юрские отложения, для которых характерно обилие органики, - поясняет руководитель Иркутского территориального центра государственного мониторинга геологической среды Татьяна Лунева. - Это значит, что вода в этих слоях содержит слишком много железа и марганца. Однако недалеко от нас есть уже разведанные месторождения подземных вод, расположенные в кембрийских породах. Здесь вода близка к оптимальной.

Чтобы навсегда решить проблему с питьевой водой для областного центра, нужно только провести водовод. Однако расположено это месторождение в 25 км от Иркутска, и строительство трубы выльется в копеечку. Впрочем, по убеждению Татьяны Луневой, эти затраты себя оправдают.

- Подземные воды - это не золото и алмазы, это ресурс восполняемый, - говорит она. - Если не забирать воды больше, чем может давать месторождение без ущерба для себя, то его можно использовать сколько угодно долго.

В то же время есть еще один путь решения проблемы - использование инфильтрационных водозаборов.

- Для этого необходимо пробурить скважины на берегу водохранилища, которые частично будут привлекать подземные воды, и частично - поверхностные, - поясняет Татьяна Лунева. - Качество такой воды неплохое, но с подземной не сравнится.

Подобный водозабор может быть построен на берегу Иркутского водохранилища. Именно там расположено крупное месторождение пресных подземных вод. Однако в последнее время, вопреки всем запретам, эта территория застраивается коттеджами. И никакие предупреждения гидрогеологов не могут этот процесс остановить. По словам Татьяны Луневой, сейчас еще можно спасти ситуацию. Для этого на еще пустующих участках нужно провести геологоразведочные работы, определить водоохранную зону, а остальную территорию застраивать дальше, только уже на законных основаниях.

- Запасы Иркутского месторождения подземных вод могут полностью удовлетворить потребность областного центра, которая сегодня составляет 400 тысяч кубометров в сутки, - говорит Татьяна Лунева. - Однако многие не понимают, зачем вообще затевать какие-то работы в городе, стоящем на берегу Ангары. Ведь вода все-таки есть, и ее можно пить, в то время как существуют территории, испытывающие дефицит питьевой воды.

Такая проблема стоит в Балаганском, Усольском, Куйтунском, Зиминском и Усть-Удинском районах. Там подземных пресных вод либо вообще нет, либо слишком мало, и к тому же они перенасыщены сульфатами, что дает повышенную минерализацию и жесткость. Первоначально предлагалось исправить ситуацию путем проведения водоводов с участков, где есть вода нормального качества. Однако позже решили сменить тактику на водоочистку имеющейся подземной воды. Но этот вариант, по словам Татьяны Луневой, менее удачный, поскольку требует постоянных денежных вложений.

- Эта зона не столь однородна, там есть участки, которые могут давать нормальную питьевую воду, - уверена специалист. - Только нужно провести разведку месторождений и оценку их запасов.

Но разведка недр - это прерогатива федерального центра. Как рассказал начальник отдела департамента региональных ресурсов администрации губернатора Иркутской области Станислав Ханхараев, в этом году на геологоразведку удалось получить только 8 млн. рублей, которые пойдут на проведение поисково-оценочных работ в Усть-Илимском, Иркутском и Ольхонском районах.

- Пока не будут выполнены все геологические задания в этих территориях, которые скорее всего продлятся до 2007-2008 годов, мы не сможем заняться решением проблем других районов, - пояснил Станислав Ханхараев.

Чем богаты?

По данным гидрогеологов, ввод в эксплуатацию разведанных месторождений качественных пресных подземных вод вполне осуществим на коммерческой основе с минимальным привлечением бюджетных средств. Но тогда уже вода будет доставляться потребителю не по трубам, а в бутылках. Кстати, практически вся Европа покупает питьевую воду в магазинах.

- Иркутск, Ангарск и Усолье-Сибирское можно снабжать расфасованной водой с Булагат-Малоеловского, Вдовинского, Еловского, Максимовско-Пионерского, Новоодинского, Одинокого и Савватеевского месторождений. В сельских районах, особенно Куйтунском, Заларинском, Черемховском, где выявленные месторождения удалены от населенных пунктов, а на строительство водоводов нет денег, промышленная расфасовка экологически чистых подземных вод - практически единственный выход. Ее можно организовать на Тагнинском и АН-Заводском месторождениях, - пояснила Татьяна Лунева.

Жители Братска сейчас используют для бытовых нужд воду из Братского водохранилища, загрязненного промышленными стоками. Хотя менее чем в 10 км от города находится перспективное Вихоревское месторождение. Вода там намного лучше.

Усть-Илимск также имеет проблемы с питьевой водой. Дело в том, что качество воды в Усть-Илимском водохранилище оставляет желать лучшего. Оно является последним в Ангарском каскаде ГЭС и, по сути, исполняет роль большого отстойника. В этом году начались работы по поиску и оценке месторождений вблизи Усть-Илимска.

Питьевая безопасность

Еще одним аспектом проблемы питьевой воды является безопасность.

- Постоянно в разных регионах России случаются ЧП, связанные с водой, - говорит Татьяна Лунева. - Вспомним хотя бы ядовитое пятно, которое приплыло по Амуру из Китая в Хабаровск. Целый город был вынужден перейти на расфасованную воду. А случись такое в Иркутске - воды-то нет. Хотя для того, чтобы она появилась, нам нужно только подставить емкость.

Дело в том, что открытый источник воды, коим, как известно, является Иркутское водохранилище, может при желании испортить любой человек. А защитить поверхностные воды от химического и бактериального заражения практически невозможно. Загрязнить же подземные воды весьма проблематично. Вычислено, что для обеспечения безопасности населенного пункта доля подземных вод в системе его водоснабжения должна составлять не менее 30%. Но на данный момент этим не может похвастаться ни один крупный город Приангарья.

- Подавляющая часть водоотбора в Иркутской области приходится на поверхностные воды. Доля подземных вод не превышает 23%, что в два раза меньше, чем в среднем по России, - резюмирует Татьяна Лунева.

Гидрологи подсчитали, что на проведение геологоразведочных работ для привлечения к водоснабжению подземных источников в 11 крупных городах Иркутской области нужно 94 млн. рублей. Еще 24 млн. потребуется на решение проблем с питьевой водой в Заларинском, Куйтунском, Черемховском и Усть-Удинском районах. Всего же на реализацию первоочередных мероприятий по обеспечению населения Приангарья качественной питьевой водой необходимо более 316 млн. 230 млн. рублей.

Комментарий

Начальник отдела надзора за средой обитания и условиями проживания населения территориального управления Роспотребнадзора по Иркутской области Николай Чубук:

- По бактериологическим и химическим показателям вода в Иркутске достаточно чистая. На водозаборе проводится только профилактическое обеззараживание - хлорирование. Что же касается Ангарска и других населенных пунктов, расположенных ниже по течению Ангары, то там везде стоят системы обеззараживания. Поэтому здесь по санитарно-химическим показателям фиксируются только 4,9% нестандартных проб, по микробиологическим - 5,5%. Для сравнения, в среднем по России - 17,7% и 6,91% соответственно.

Нас больше всего волнуют Киренский и Тулунский водозаборы. Здесь очень часты нестандартные пробы, вообще показатели нестабильные. Однако пока у муниципалитетов нет денег на замену оборудования или перенос водозаборов в другое место.

А в Ольхонском районе жители райцентра Еланцы и поселка Хужир берут воду из скважин, там она чистая. Но летом население вырастает практически в десять раз, и источников начинает не хватать. Так что качество воды на турбазах никто не гарантирует. Некоторые берут воду из Малого Моря - сразу скажу, что она абсолютно не подходящая для питья. Другие бурят свои скважины, которые не проходят всех необходимых исследований и не имеют официальной регистрации как источники воды хозяйственно-питьевого значения.

Лучшую воду в Иркутской области пьют жители Железногорска-Илимского и Усть-Кута.

В реки и озера сбрасывает стоки 141 предприятие. В 2005 году в поверхностные источники воды было сброшено 975,5 млн. кубометров сточных вод, из них только 19,99 млн. кубометров прошли качественную очистку.

Деньги есть - полномочий нет

В администрации Иркутской области разработана региональная программа "Обеспечение населения питьевой водой на 2005-2010 годы". Однако в результате муниципальной реформы эти функции перешли к органам местного самоуправления. Ясно, что у сельских администраций нет денег на бурение скважин и строительство насосных станций. Поэтому сейчас решается как к реализации программы подключить финансы областного бюджета, чтобы не нарушить закон и в то же время решить проблему. А пока распоряжением губернатора выделяются кредиты на приобретение водовозов для особо нуждающихся территорий. По одной машине уже получили Балаганский, Зиминский, Катангский, Тайшетский, Усть-Илимский и Ольхонский районы.