2006-09-26

Угольный синдром

Череда трагедий, произошедших в шахтах Донбасса, вновь подняла на повестку дня вопрос, а стоит ли овчинка выделки? Стоит ли добыча угля той кровавой цены, которую платят своими жизнями украинские шахтеры?

После сообщений о днях траура в Донецкой и Луганской областях передовицы украинских газет вновь запестрели печальной статистикой смертности под землей. Исходя из нее, если сравнивать с другими странами мира, Украина входит в десятку крупнейших "добытчиков" угля. Однако это почетное десятое место с лихвой компенсируется попаданием нашего государства в тройку по смертности шахтеров в мире, наряду с Китаем и Россией.

Способствуют этому печальному первенству несколько причин. Это особенности залегания угольных пород, крайне тяжелые горно-геологические и температурные условия, которых нет ни в одной стране мира. Средняя глубина разработки угля уже превышает 700 метров. Это также техническая отсталость предприятий. Из 165 оставшихся в строю после реструктуризации шахт Украины почти треть была введена в эксплуатацию более 100 лет назад. Большинство угледобывающих предприятий работают без реконструкции и технического перевооружения на протяжении нескольких десятков лет. За последние 20 лет лишь 8 шахт были реконструированы.

И нельзя сказать, что власть ничегошеньки не делает, чтобы спасти людей из забоя. "Авария, произошедшая 20 сентября в Донецке на шахте имени Засядько, показала необходимость пересмотреть существующие инструкции по правилам ведения горных работ", - заявил академик Академии наук Украины, директор института геотехнической механики Анатолий Булат. По его словам, работа, проведенная членами комиссии, показывает, что многие вещи, связанные с существующими инструкциями по правилам ведения горных работ, они требуют настоятельного пересмотра и уточнения.

Напомним, что эта шахта печально известна большим количеством погибших за 15 лет независимости. В период с 1999 по 2002 год на ней погибло 125 шахтеров. С 2001 года там активно внедряются технологии по улучшению вентиляции выработок и дегазированию угольных пластов. В этом году была торжественно введена в эксплуатацию метаносборная ТЭЦ, которая использует газ как сырье для работы. Подобным предприятием кроме нее обладает в Украине только ОАО "Краснодонуголь".

Как отмечает председатель Независимого профсоюза горняков Украины, член правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы Михаил Волынец, во всем мире шахтеры получают деньги за почасовой труд, а в Украине - за количество добытого сырья, потому и пренебрегают они часто правилами техники безопасности, чтобы прокормить семьи. По оценкам экспертов, больше половины всех аварий происходит в Украине из-за человеческого фактора.

Статистика к украинской угледобывающей отрасли неумолима. Почти 80% украинских шахт считаются аварийными. 88% шахт имеют повышенный риск выброса метана, на 53% есть постоянная опасность выброса угля и угольной пыли, еще на 20% забойщики работают под постоянной угрозой самовозгорания угля, что в большинстве случаев приводит к взрывам. Многие шахты были открыты 50-100 лет назад и более 20 лет работают без реконструкции. За 8 месяцев 2006 года в Украине погибли 108 шахтеров.

Самые ценные коксующиеся угли, используемые в металлургической промышленности, залегают на больших глубинах, и неизменным спутником угольных пластов являются скопления метана. В Донецкой области более тридцати сверхглубоких шахт, где постоянно нужно откачивать с огромной глубины взрывоопасную газовую смесь. Средняя глубина разработки угля уже достигла 700 метров. Специалисты уверяют, что столь сложных геологических условий нет ни в одной стране мира. Причем откачивать газовую смесь приходится круглые сутки, чтобы не допустить опасной концентрации метана.

После трагедии на шахте имени Засядько количество смертей на шахтах Украины за этот год превысило 120 человек. С 1990 года под землей погибло около 4 тысяч украинцев. По данным Госпромгорнадзора, за восемь месяцев этого года травмировано около 4500 работников угольной отрасли. По данным Международной организации энергетиков и горняков, за каждый миллион добытого угля Украина расплачивается жизнями двух-трех шахтеров, и это лишь информация по официальным шахтам. Кроме того, разным оценкам, сейчас в Украине существует около шести тысяч незаконных шахт. А травматизм на этих нелегальных "угольных приисках" никто не фиксирует.

Александр Клименко, бывший куратор вопросов угольной промышленности Донецкой обладминистрации, отмечает, что ликвидация шахт влечет за собой множество социальных проблем, связанных с тем же перепрофилированием. На вопрос корреспондента газеты "Дело", нельзя ли переложить социальные нужды на плечи собственников шахт, подтвердил такую возможность: "Такой опыт есть в России, и он дал положительные результаты. Государство практически не участвует в регулировании. При этом административные органы сами подталкивают профсоюзы к тому, чтобы они проводили акции, требуя от собственника повышения зарплат. То есть государство, по сути, не решает эту проблему. Такие примеры есть в Ростовской области РФ. Там средняя зарплата составляет порядка тысячи долларов. Что касается вопросов безопасности, в России также все решается очень просто. Страхование распространяется как на работников, так и на имущество. Если речь идет о ликвидации аварии, эти услуги оплачиваются". Однако отметим, что в Украине в государственной собственности находится 93% всех угледобывающих предприятий.

Кроме всего прочего, угольная промышленность является причиной многих экологических проблем. Достаточно сказать, что если не заняться экологией в Донбассе, то в ближайшие 30 лет треть его ждет участь стать дном рукотворного моря. Уже сейчас уровень земли в этом регионе опустился на 2-3 метра. Целые города, по словам ученых, подтоплены. В этом отношении мог бы быть полезным опыт Англии, чья угольная промышленность, к слову сказать, находится еще в худшем положении, чем украинская. Там в нерентабельных шахтах постоянный водоотлив сохраняется в обязательном порядке: воду поддерживают на глубине не выше 300-400 метров. Согласно расчетам экономистов, это выходит дешевле, чем потом бороться с затоплениями.

По данным Минуглепрома, в Украине готовятся к закрытию 137 шахт, которые, по сути, давно являются заброшенными. По оценкам экспертов, угольные предприятия все чаще становятся нерентабельными. По статистике, из 212 отечественных шахт и разрезов за годы независимости Украины закрыто и ликвидировано 15. Открыто лишь 3 новые. На сегодня из 136 государственных шахт только четверть являются окупаемыми. Одна из причин в том, что добыча угля осложняется глубоким залеганием (более 700 метров) остаточных пород и тонкими пластами. Легкодоступные запасы уже выработаны, а искать новые на большой глубине опасно и невыгодно.

Возможно, кое-как выправить ситуацию смогут французские инвесторы, которые заинтересованы не только и не столько в добыче угля, сколько в выкачке метана. Пока же угольная промышленность в Украине выживает за счет государственных дотаций.

*  *  *

В этом отношении интересно посмотреть на общую ситуацию с добычей угля в мире. В 60-х годах на уголь приходилась половина всех энергетических расходов в мире. В 70-х годах эта доля сократилась до 25%. Сейчас же, когда в мире начинает ощущаться проблемы с нефтью и газом, о старом добром угле вспомнили снова. По данным Energy Information Administration, до 2025 года потребление этого черного золота будет повышаться ежегодно на 1,5%.

В той же России, которая все-таки несколько опережает Украину по количеству загубленных шахтерских жизней, зимой случилась интересная ситуация. Во время крещенских морозов газпромовские дочерние компании посадили ТЭС РАО "ЕЭС России" на голодный паек Энергетики оперативно перевели газовые электростанции на уголь. Частично перешли на уголь и российские коммунальщики. Эксперты уверены, что теперь руководство РФ и ТЭК пересмотрит свою энергетическую политику с целью диверсификации энергетики по видам топлива. Собственно добыча угля в России увеличивалась на протяжении всего прошлого года. В прошлом году в России добыто 296,204 миллиона тонн - на 5% больше, чем годом ранее. Эти цифры, конечно, не сравнить с украинскими (около 80 миллионов тонн ежегодно). Сегодня основными потребителями угля является Китай (31% мирового потребления) и США (22%)

В 2005 году в результате более 3,3 тысячи аварий на угольных шахтах Китая погибли 5986 человек. Более 2,5 тысячи аварий, сопряженных с человеческими жертвами, произошли на мелких шахтах, как правило, находящихся в частном пользовании. В результате этих аварий погибли около 4,5 тысячи горняков. Как сообщил "Интерфаксу" информированный китайский источник из угольной отрасли, "существует две причины большого количества происшествий на угольных шахтах: дефицит угля в стране и погоня за прибылью".

"Нехватка угля, особенно на местах, побуждает местных руководителей закрывать глаза на низкий уровень техники безопасности в шахтах. С другой стороны, дефицит топлива и потребности рынка являются мотивом для того, чтобы частные владельцы в погоне за прибылью не останавливали работу шахт для реконструкции, а продолжали производство в погоне за высокими доходами", - сказал собеседник агентства. "Центральные власти озабочены состоянием дел в области безопасности на угольном производстве, закрывают шахты, не соответствующие требованиям соблюдения безопасности. Но стоит комиссиям уехать, как на этих же шахтах возобновляется производство", - отметил он.

В тех же США также происходят аварии, однако за океаном проблема их ликвидации построена совершенно по-другому. Например, в начале 2006 года в США произошла трагедия, унесшая жизни 12 горняков. Причиной тому стало "непонимание между спасателями, находившимися в шахте, и оперативным штабом".

Тамошняя статистика должна понравиться нашим героям, которые добывают черное золото не щадя себя. Количество производственных травм у американских горняков составляет меньше одного процента от всех случаев на производстве в США. Там быть шахтером безопаснее, чем работать в сельском хозяйстве, на стройке или же на заводе. Для предотвращения гибели работников шахт там существует система специальных герметичных кабинок, где есть запасы кислорода, провианта и воды, которых должно хватить на 36 часов.

Вот как описывается ликвидация одной из аварий, которая произошла в 2002 году в штате Пенсильвальния. "Спасатели полагают, что шахтеры собрались вместе в одном из отрезков шахты на глубине 72 метров. Последние несколько часов буры работали очень медленно - организаторы операции опасались за сохранность шахты, высота которой составляет около четырех метров. Шахтеров предполагается поднять на поверхности в специальной клети. Блокированные горняки могут страдать от переохлаждения, и к их эвакуации в больницы уже готовы вертолеты. Спасатели также предполагают, что попавшим в беду горнякам могут понадобиться так называемые "колокола" для декомпрессии, поскольку давление в шахте может быть слишком большим. В таком случае резкий выход на поверхность может вызвать у них закупорку сосудов. Спасатели готовы также поддерживать повышенное давление в шахте при помощи специальных приборов, пока будет вестись эвакуация". Украинским работникам МЧС остается только завидовать такому материальному обеспечению их заокеанских коллег.

В Турции также происходит масса аварий в шахтах. Главной причиной эксперты называют ту же, что существует в данный момент и в Украине: износ шахтерского оборудования.

Однако самым безопасным местом на Земле для работы считается Зеленый Континент. Австралия занимает девятое место в мире по объемам потребления угля и является самым крупным экспортером угля. Общее потребление угля в 2000 году увеличилось на 4,5% и составило 113,7 миллионов тонн. В Австралии на шахтах с 1902 года погиб 281 человек в 18 инцидентах.

А вообще количество смертных случаев на один миллион тонн добытого угля находится в диапазоне от 0,1 в год в Австралии и США до 119 в Турции. Полное количество погибших в Китае на предприятиях угольной промышленности составляет в среднем более чем 1000 человек в год; в Украине - более 200 человек в год (1999 - 274, 1998 - 360, 1995 - 339, 1992 - 459).

Таким образом, угледобывающая промышленность в Украине ждет своего коренного реформирования, хотя бы с точки зрения безопасности.