2006-09-26

Борьба за газовые недра Сахалина

87% мировых доказанных запасов нефти находятся сегодня в руках у двух десятков национальных нефтяных компаний, главным образом стран Ближнего Востока.

На долю же ТНК развитых государств («Экссон–Мобил», «Бритиш петролеум», «Амоко», «Роял Датч–Шелл», «Шеврон–Тексако») приходится менее 4% мировых запасов нефти. Цена на недропользование неуклонно растет в стремлении ТНК «застолбить» месторождения нефти и газа и за счет лицензионной бумажки значительно увеличить капитализацию компании. Ненадежное валютное обращение и финансовые активы проще стабилизировать в правах на запасы углеводородов.

Пять из шести крупных морских месторождений Сахалина уже осваиваются по проектам «Сахалин – 1,2». Шестое включено в проект «Сахалин-3». В этот проект входит четыре блока перспективных структур или месторождений: Киринский, Венинский, Айяшский и Восточно-Одоптинский. По информации "Роснефти", прогнозные ресурсы Киринского блока оцениваются в 453 млн тонн нефти и 720 млрд кв метров газа, максимальный годовой уровень добычи - в 24 млн тонн нефти и 18 млрд кв метров газа.

По данным ФГУП «Дальморнефтегазгеофизика» прогнозные ресурсы составляют 687 млн т нефти и 873 млрд м3 газа. Есть и другие оценки, однако реальную величину запасов можно выявить только по результатам поисково-разведочного бурения. Победителями конкурса на право освоения месторождений "Сахалин-3" на условиях СРП в 1993 году стали компании "Экссон-Мобил" и "Тексако". В окончательном варианте лицензию на недропользование получили Экссон-Мобил, Тексако, Роснефть и РН-СМНГ. Оператором проекта был определен КОО "Пегастар", в равных долях принадлежащее ExxonMobil, ChevronTexaco и государственной нефтяной компании "Роснефть".

Все было хорошо до тех пор, пока ExxonMobil не решил купить 50% "ЮкосСибнефти". Тут-то и началось. Замминистра природных ресурсов Александр Поволоцкий два года назад ясно дал понять представителям Exxon, что лицензии на проект "Сахалин-3" им не видать как собственных ушей. Мало кто сомневался, что по собственной инициативе МПР никогда бы не решилось взять такой тон с крупнейшей мировой компанией. По версии "Ведомостей", переговоры г-на Поволоцкого с президентом компании Exxon Ventures Джефом Дж. Вудбури и ее вице-президентом по связям с правительственными структурами Гленном Уоллером протекали вполне спокойно - никакого крика, никаких угроз. Иными словами, чиновник просто проинформировал высокопоставленных иностранцев о том, что ими недовольны, и объяснил в каких конкретно формах это недовольство будет выражено.

В частности, порадовал, что министерство и другие федеральные ведомства начнут комплексную проверку проекта "Сахалин-1", а само МПР аннулирует ранее выданную лицензию на месторождения проекта «Сахалин-3». Минприроды отзыв лицензии объяснило следующим образом. Конкурс на право освоения Киринского блока на условиях СРП "Пегастар" выиграл еще в 1993 году. Однако конкурсная комиссия вместо того, чтобы подать его результаты на утверждение в правительство, повела себя странно - занялась согласованием с инвесторами деталей проекта. Согласование, как водится, сильно затянулось - аж на 10 лет. Что уже само по себе рекорд. За это время несколько раз менялся порядок заключения соглашений по СРП. А принятые поправки в закон о СРП и вовсе закрыли дорогу к разработке "Сахалина-3" на принципах раздела продукции.

Результаты же конкурса, между тем, на утверждение правительства так и не попали. В итоге все участники проекта подали в МПР заявку на получение лицензии для работы над проектом в российском налоговом режиме. Понятно, что у "Роснефти" никаких проблем не возникло. А вот ExxonMobil что-то не повезло. Как пояснил начальник департамента лицензирования МПР Алексей Перепелкин, министерство не видит оснований для выдачи компании такой лицензии. "Конкурс, который они выиграли, проводился для условий СРП. Теперь такие условия невозможны. Если им выдать лицензию на работу в обычном налоговом режиме, это будет дискриминацией по отношению к другим недропользователям, которые, возможно, тоже хотели бы работать там на аналогичных условиях". По его словам, логично было бы провести новый аукцион.

В январе 2004 года правительственная комиссия по вопросам реализации соглашений о разделе продукции (СРП) во главе с В.Христенко аннулировала итоги конкурса, проведенного в 1993г., на право освоения месторождений «Сахалин-3». Правительство пришло к выводу, что эти компании выиграли конкурс практически бесплатно. Между тем, на новом тендере только одно Киринское месторождение проекта может быть продано не менее чем за 1 млрд долл. Отвечая на вопрос журналистов, Христенко сообщил, что блок месторождений "Сахалин-3" будет выставлен на аукцион тогда, когда это потребуется с точки зрения программы лицензирования освоения месторождений. Для первой в списке крупнейших нефтяных корпораций ExxonMobil потеря лицензии на крупное месторождение в сахалинской вотчине – это не особо чувствительно в финансовом плане. Но американское самолюбие уязвили сильно. Но не воевать же с Россией из-за месторождения, о котором на самом-то Сахалине мало знают.

По следам событий американский посол А.Вершбоу заявил, что решение российского правительства по проекту "Сахалин-3" может затормозить двустороннее сотрудничество в энергетической области. Как известно, на американский рынок поступает нефть из России для пополнения запасов подземных хранилищ. Кроме того, в штатах Нью-Джерси и Пенсильвания заработали без малого 800 дополнительных автозаправок, принадлежащих российским компаниям. На минимальную часовую зарплату можно купить ведро бензина высшего качества. Президент Американской торговой палаты в России Э. Сомерс недавно заявил, что "сила и крепость" российско-американских отношений основана на необходимости именно такого "энергетического диалога". Но этот диалог сталкивается с противоречиями. К числу таких противоречий относится решение российского правительства аннулировать итоги конкурса по проекту "Сахалин-3".

Уместно заметить, что нефтяной фактор постоянно присутствует во внешнеполитических доктринах США с окончания Второй мировой войны. В 1980 г. была сформулирована доктрина Картера, согласно которой США не позволят кому-либо ограничивать свой доступ к ресурсам Персидского залива. А новейшая энергетическая доктрина Соединенных Штатов разрабатывалась при непосредственном участии вице-президента Р. Чейни: Афганистан, Ирак, Иран… газ Сахалина. В 1998 г. английская печать обрушилась на компанию "Шелл" за ее участие в военном перевороте в Нигерии. Одновременно "Бритиш петролеум" обвиняли в поддержке "эскадронов смерти" в Колумбии. Это не единственный пример переплетения политической и конкурентной борьбы, в центре которых оказывались транснациональные нефтяные компании.

Сегодня американские военные самолеты передислоцируются с юга Японии на близкий к нам Хоккайдо. Для чего? Наверное, для защиты исторических прав коренных народностей Севера на Сахалине, поддержки сидячих пикетов нивхов и сопровождения серых китов вдоль трассы газопровода. Глубина моря в районе Киринского месторождения около 150м. В этих условиях нужна специальная стальная или бетонная платформа на гравитационном основании с защитным барьером вокруг нее — для отражения натиска тяжелых льдов. Такая платформа должна быть построена по специальному проекту и будет стоить 4-4,5 млрд.долларов. Дорогое сооружение, однако при самой умеренной цене в 30 долл\баррель и нижней планке запасов цена добытых углеводородов составит 230 млрд.долларов. Скорее всего, разработка Киринского месторождения начнется не ранее 2020года – еще не пройден этап разведочного бурения и схему разработки строить не на чем.

Учитывая огромные перспективные ресурсы Киринского месторождения и имея в виду кандидатскую диссертацию В.В.Путина «Воспроизводство минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений», под одно Киринское месторождение можно привлечь кредит не менее 500 млн.долларов для финансирования Сахалинской морской нефтегазоразведки. Деньги и оборудование - не вопрос, а вот через несколько лет безвозвратно уйдут в пенсионный возраст остатки коллектива ДМУРБ – и молодое поколение останется без проверенных практикой наставников. Малайцев и китайцев на их место звать будем? Тогда проще им месторождения вместе с островом продать – солидная финансовая выгода для федерального бюджета будет. В любом случае, чиновники не имеют права решать судьбу наших недр без точных сведений об объемах углеводородов в этих недрах.