2006-12-07

Подземная бомбежка

При буровзрывных работах в шпур здесь заряжается один патрон аммонита - это триста граммов взрывчатки. А таких "закладок" может быть и шесть, и четырнадцать, чем больше - тем ощутимее на поверхности сила взрыва, жители снежнянского поселка Орехово уже вздрагивают и при минимальном колебании почвы. Ведь добыча угля и подрыв породы ведется на глубине всего метров пятьдесят. Чего страшатся владельцы домов на улицах Шуберта, Петровского, Кожедуба и других, позвонившие в корпункт "Донбасса", написавшие письма в разные инстанции с просьбой помочь разобраться, насколько опасны эти работы на "Воскресенской"?

Что "накопали" спецы

Что такое шахтная подработка, жители горняцких поселков знают не понаслышке. Поверхность земли деформируется, почва проседает: прощай, фундамент дома, да и все жилье. С подобной проблемой чуть раньше уже столкнулись на улицах Беляева, Илюшина, где провалились огороды, дороги, "разлезлись" фундаменты. Но там работала другая частная шахта.

По распоряжению городского головы В.Чепурного создана комиссия, которая и должна была проконтролировать ведение горных работ шахтой "Воскресенская" АОЗТ "Угольинвест", выяснить, кто прав, кто виноват. Комиссия дважды выезжала в поселок, специалисты изучили всю документацию, присутствовали при проведении взрывов, а в понедельник собрались, чтобы обсудить то, что "накопали".

Правда, мнения о том, что видели и слышали, несколько разошлись. Больше всего возмущался депутат горсовета, он же помощник народного депутата Турманова, председатель профкома шахты "Ударник" Николай Матяш:

- Мы хотели проверить, как ощущается на поверхности взрыв силой в 4,2 килограмма, но в десять часов услышали слабый хлопок, а минут через пять-десять еще один (жители тому свидетели). Причем явно взрывали меньшее количество аммонита, примерно шесть шпуров, а это 1800 граммов. Я же горняк, все понимаю... То есть нам не удалось разделить возмущение жителей, когда их заставляет нервничать "подземная бомбежка", особенно ночью. Мы же так не договаривались. Впрочем, и без того ясно, что домам угрожает опасность подработки. Жалоба жителей и своевременна, и обоснованна.

На заседании вспыхнул спор. Дело в том, что и под землей находились члены комиссии, в частности, Виктор Токов, главный маркшейдер ГП "Снежноеантрацит". Он слышал... только один взрыв! А замечаний по ведению работ у него не было.

- Я проверил горно-графическую документацию, ситуация отражена в ней реальная, - уточнил Токов, - выработки в нормальном состоянии, просеки закреплены деревянной крепью, давления практически нет. И сдвижения земной поверхности от горных работ тоже. Но на данный участок необходим проект по влиянию на земную поверхность. Вроде бы по настоянию комиссии, шахта его уже заказала. В нем определятся дома, которые попадут под подработку. И если будут разрушения, предприятие возместит убытки.

Срочно укрепляются дома

В этом поселке дома старые, их строили без учета такой "сейсмологии", так что у хозяев частной шахты есть формальный повод не церемониться с владельцами домов, у которых вдруг что-то случится. Но по-человечески понятно, как все время подчеркивал Валентин Чепурной, что жителей надо предельно оградить от неприятностей. В домах живут уже потомки тех, кто строил. И в голову никому не могло придйи, что когда-то эти целики будут разрабатываться. А сейчас пятисот или шестисот гривен пенсии тех стариков, что в основном проживают в Орехово, никогда не хватит, чтобы капитально отремонтировать дом. Не говоря уж о покупке нового... Тут о душе думать пора, да о том, как спокойно свой век дожить.

И поэтому возмущения директора шахты Валентина Губенко тем, что претензии к предприятию необоснованны, потонули в общем гуле недоумения. Тем более, что у "Воскресенской" нет проекта по подработке жилых домов, разрешения на ведение здесь буровзрывных работ на глубине всего 50 метров.

Кроме того, и жители, и сама шахта должны быть заинтересованы в том, чтобы именно сейчас дома были обследованы и оценены. На тот случай, если-таки придется возмещать убытки. А людям срочно надо укрепить, как только можно, свои дома, чтобы от взрывов чего-нибудь и впрямь не приключилось.

Отказываться от разработки этого целика "Воскресенской" нет смысла, как сказал Валентин Губенко, там тысяч двадцать тонн прекрасного антрацита, но реально добудут тысяч десять, а это при нынешних ценах, уточнил Николай Матяш, почти 4 миллиона гривен. Все проекты, которыми комиссия обязала шахту обзавестись, тоже стоят денег. Но, как сказали и Токов, и Матяш, наверное, ей проще отдать тысяч сто гривен на ремонт домов (охраняемых сооружений тут нет), зато не терять времени и денег на проекты и прочие разрешения.

Согласования плана горных работ недостаточно, если вступают в конфликт производственные интересы и жизненные проблемы поселковой громады. Даже если "Воскресенская" формально права, то как она будет выглядеть на фоне элементарного житейского горя стариков?

- Мы уже сейчас в акте обследования отразили разрушения, - уточнила Маргарита Нессонова, инспектор государственного архитектурно-строительного контроля, - что на некоторых домах по улице Шуберта есть свежие трещины по фасаду, облицованному плиткой. А что будет дальше?

Пока решением горно-технической инспекции запрещены буро-взрывные работы при проведении транспортного штрека вблизи жилых домов. За это время предприятие должно предоставить необходимые проекты, а люди поторопиться обследовать и оценить свое жилье. Застраховать себя со всех сторон.