2006-12-06

Россия. Неисполнение ООО "ЛУКОЙЛ-Калиниградморнефть" условий недропользования

ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" в 2004-2005 гг. и за истекший период 2006 г. не выполняло условия недропользования. К такому выводу Счетная палата РФ пришла по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых, таможенных и других обязательных платежей в бюджет, а также соблюдения установленного порядка возмещения предприятиям НДС при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, правомерности использования налоговых и таможенных льгот, предусмотренных правовыми нормами функционирования особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области.

Проверка проводилась в ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть", ОАО "Калининграднефть", а также налоговых и таможенных органах. Так, по данным Счетной палаты, ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" не согласовывало условия лицензий с органами Госгортехнадзора России. При этом компания не выполняла лицензионные обязательства в части поставки нефти по цене ее себестоимости и по внутрироссийским ценам для нужд Калининградской области. Всего за проверяемый период не были осуществлены поставки нефти для нужд обладминистрации в объеме 172,5 тыс. т. Счетная палата также отмечает, что в Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2010 г. были включены три инвестиционных проекта ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть".

Реализация данных проектов позволила компании в 2004-2005 гг. и первом полугодии 2006 г. получить дополнительную прибыль в размере 545,8 млн руб. и увеличить добычу нефти в 2 раза. Рентабельность компании по основным видам деятельности составила в 2004 г. 75,4%, в 2005 г. - 86,2%, в первом полугодии 2006 г. - 85,7%. Таким образом, предоставление льгот, обусловленных режимом ОЭЗ, способствовало улучшению экономических показателей компании, росту объемов добычи нефти, укреплению финансового состояния. Поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" в 2004-2005 гг. и первом полугодии 2006 г. составили около 10 млрд руб., в то время как ОАО "Калининграднефть" за тот же период перечислило налогов и налоговых платежей в бюджеты всех уровней в сумме 201,5 млн руб.

Контрольный орган также обращает внимание, что отсутствие дифференцированного подхода к установлению ставок вывозных таможенных пошлин на нефть различных марок, включая более качественную нефть марки Brent, приводит к недопоступлению в доход федерального бюджета таможенных платежей. Действующий механизм определения размера вывозной таможенной пошлины с учетом средней цены сырой нефти марки Urals обеспечивает привилегированные условия для компаний, имеющих доступ к месторождениям нефти с более высокими, чем у нефти марки Urals, качественными характеристиками. Это, по мнению Счетной палаты, негативно влияет на экономическую эффективность разработки месторождений нефти с иными качественными характеристиками.

 RusEnergy