2006-08-31

КарпатОйл

Законсервированные в прошлом веке прикарпатские нефтяные скважины готовы к новым разработкам. Рентабельность промысла — не менее 20%

Черный змей

Закрытые более 40 лет назад из-за нерентабельности, нефтяные буровые скважины в Прикарпатье с начала 90-х годов прошлого века самовосстанавливаются. Первыми стали разрабатывать подзабытые скважины горцы. При дефиците горючего прикарпатские крестьяне раскупоривали старые заглушенные буровые скважины и черпали из них нефть.

Однако черное золото в сыром виде не годилось даже для бытовых нужд. Поэтому местные кулибины приспособились гнать из него светлые нефтепродукты. Переработка нефти происходила по принципу действия народного самогонного аппарата. Сырые углеводороды заливали в 200-литровую бочку (ориентировочно 180 литров), под ней зажигали огонь. Нагретые нефтяные испарения поднимались в змеевик, который для охлаждения погружали в горную проточную реку, и на выходе получали дизель и бензин с градуированными октановыми числами. Глубине переработки могут позавидовать отечественные НПЗ: из 200 литров нефти в среднем получалось 170 литров горючего. Мазутные остатки тоже не пропадали — они использовались в качестве топлива для следующей перегонки. Фактически горцы наладили безотходное производство.

За нефтяным перегоном клиенты гнали цистерны-бензовозы из соседних областей. Но четыре года назад краник этого народного промысла был прикрыт правоохранительными органами и предприятиями-правопреемниками нефтеместорождений. Красноречивыми памятниками любительских нефтяных артелей остались в прикарпатских лесах лишь оставленные нефтегонные аппараты.

Цель — С-1, С-2, С-3

Впрочем, админмеры не остановили неуправляемые естественные процессы. «Нефтевыбросы в регионе увеличиваются прямо на глазах», — отмечает заместитель начальника отдела Государственного управления экологии и природных ресурсов в Ивано-Франковской области Михаил Дубина. Естественные пластовые давления выталкивают нефтегазовую смесь на поверхность, образуя возле патриархальных сельских домов масляные озерца. На Ивано-Франковщине, которую сегодня специалисты считают самым нефтеносным регионом Западной Украины, насчитывается почти четыре десятка нефтегазовых месторождений. Однако эксплуатируются они не очень интенсивно. Геологи в беседе с Контрактами смогли назвать лишь двух добытчиков — совместное украинско-американское предприятие «Укркарпатойл» и украинско-канадское «Дельта». По неофициальной информации, первая структура ежемесячно добывает 7-8 тысяч тонн нефти. Учитывая, что украинское Прикарпатье — не арабский Кувейт, этот показатель специалисты считают довольно высоким.

Эксперты называют комплекс факторов, до недавнего времени сдерживавших разработку прикарпатских месторождений. Это неопределенная политическая ситуация, связанная с избирательными марафонами, длительная ведомственная реструктуризация, которая из одних бюрократических рук в другие передавала право на выдачу лицензии, административное аннулирование почти трех сотен уже выданных разрешений на добычу.

Сегодня ситуация несколько нормализовалась — лицензию можно приобрести на открытых торгах. Например, на аукционе назначенном на 1 сентября, Министерство охраны окружающей среды предложит разрешение на эксплуатацию Тарасовской площади в Долинском районе. «Но, как правило, в этом и других официальных предложениях, — рассказывает главный геолог украинско-датского ЗАО «Газинвест» Василий Стасула, — предмет торга относится к наименее разведанной категории — Д-1, прогнозных запасов». Чтобы поднять земное «покрывало» и определить реальную перспективность такого месторождения, после приобретения лицензии необходимо провести сейсмические исследования, выложив за них до $500 тысяч.

Поэтому потенциальные нефтяники охотятся за месторождениями категорий С-1, С-2, С-3 — с подтвержденными или перспективными запасами. Порядок цифр, за которые можно перекупить не кота в мешке, — $1,5 млн за 2,5-6 млн тонн оценочных запасов нефти. Ценовой диапазон зависит от геолого-технологических условий добычи.

Углеводородные тандемы

Высокодебитные (три и более километров) залежи нефти находятся в зоне интересов трех государственных структур — ОАО «Укрнефть», НАК «Нефтегаз Украины» и НАК «Недра Украины». Частным структурам остаются старые заброшенные и когда-то нерентабельные буровые скважины. Но сегодня они тоже становятся перспективными, считает генеральный директор ГП «Богородчанынефтегаз» Ростислав Наволовский. Мировые запасы углеводородов иссякают, цены на нефть и ее транспортировку растут, поэтому рентабельной считается даже эксплуатация небогатых буровых скважин. Дополнительный оптимизирующий фактор разработки прикарпатских месторождений — возможность переработки сырых углеводородов на находящемся под рукой заводе «Нефтехимик Прикарпатья» и сбыт светлых нефтепродуктов непосредственно на местном рынке.

Наиболее эффективный формат, создаваемый бизнес-структурами для углубления в нефтеносные горизонты, — союзы с владельцами лицензий. Совместную деятельность оформляют как автономное юридическое лицо. Стоимость лицензии, с которой ее владелец входит в уставный капитал нового предприятия, как правило, оценивается в 25%. «Мы не изобретаем велосипед. Совместная инвестдеятельность — мировая практика», — отмечает заместитель директора Богородчанынефтегаз Александр Агеев. Например, по словам Михаила Дубины, лицензиатом является Укркарпатойл, а оператором — НГДУ «Надвирненефтегаз».

В июне для разработки Вильшанской площади в Рожнятовском районе на Ивано-Франковщине образовался даже триумвират — оператор из нефтяного Азербайджана Укр-Аз-Ойл, лицензиат ГП «Западукргеология» (НАК «Недра Украины») и инвестор IRC Лтд. Иностранцы планируют инвестировать в нефтепромыслы Украины в общей сложности $100 млн.

Австро-польский ресурс

К реанимации старых австро-польских месторождений, которые в 60-е годы прошлого века были законсервированы как неперспективные, сегодня приступают ГП «Богородчанынефтегаз» (лицензиат) и две шведские компании Capital Oil (Стокгольм) и Sadcora Energy (Хельсингборг), занимающиеся разработкой нефтяных месторождений в Норвежском море, Новой Гвинее, Австралии, Казахстане, России. Стороны уже подписали соглашение об инвестировании в течение 2006-2007 годов EUR20 млн в два прикарпатских месторождения — Майдан и Кубаш.

По словам директора Богородчанынефтегаза Ростислава Наволовского, эти средства предполагается вложить в капитальный ремонт и реабилитацию буровых скважин, закупку буровой техники и оборудования. Денег должно хватить на 40-50 буровых скважин с общим дебетом 300-400 тонн в сутки.

Хотя за предыдущее столетие с Майдана, где пробурено свыше сотни буровых скважин, выкачали 83 тыс. тонн нефти, и на остатке числилось всего 6,7 тысячи тонн, при современных методах эксплуатации можно рассчитывать на добычу с Майдана и Кубаша не менее 1 млн тонн нефти.

Специалисты считают, что реанимированные прикарпатские буровые скважины будут давать углеводороды в течение следующих 20-25 лет. Этот срок, в частности, обусловлен спецификой нефтяных ископаемых западного региона Украины — здесь ниже дебиты (количество добываемой нефти за единицу времени) и сложнее геологические условия, чем, скажем, на месторождениях Приднепровско-Донецкой впадины на Востоке. Этот фактор замедляет процесс добычи в Прикарпатье.

Чтобы начать эксплуатацию нескольких буровых скважин, достаточно в среднем нескольких миллионов гривен. Правда, на месторождениях категории С, уточняют эксперты. Строительство одного метра буровой скважины стоит 2,5-3 тыс. грн. При среднем дебите 10-15 тонн в сутки она окупится за 3-5 лет. Рентабельность этого бизнеса рассчитывают, начиная с 20%.

По информации Укргеоинформа, в Украине есть сотни нефтяных буровых скважин, законсервированных по той же причине низкой нерентабельности, что и прикарпатские. По мнению геологов, нефтяную лихорадку вокруг разработки углеводородных жил может вызвать реанимация отмененного в прошлом году президентского Указа об истощенных и техногенных месторождениях. Документ предусматривал взыскание налогов и ренты только с фиксированной базовой добычи нефти из покинутых когда-то месторождений. Все остальное, выкачанное из истощенных буровых скважин, свободно выливалось на украинский импорто-зависимый топливный рынок.

Как нефть, так — ложкой

До прихода инвестора добыча нефти на Майданском и Кубашском месторождениях скорее напоминает экологическую помощь природе, чем промышленную эксплуатацию. Так, на двух десятках из более чем ста найденных буровых скважин ГП «Богородчанынефтегаз» отбирает углеводород польским методом начала прошлого века. При этом нефть самотеком выходит на поверхность. За месяц трактор с помощью лебедки специальной 50-литровой «ложкой» вычерпывает из созревших буровых скважин в среднем 15 кубов нефти. Сырье предприятие везет на переработку в надвирнянский НПЗ «Нефтехимик Прикарпатья», где выторговывает за сданное ископаемое около 25 тыс. грн в месяц. Санатор приравнивается государством к полноценному нефтегазодобывающему предприятию: платит ренту 856 грн с одной тонны добытого углеводорода и НДС. Себестоимость тонны нефти, выкачанной «ложкой» и обложенной налогами, составляет 1300 грн. На НПЗ ее продают за 1900 грн.

Сколько стоит скважина

Ориентировочная смета строительства буровой скважины (175 метров):

— подготовительные работы — 4 тыс. грн;

— строительство и демонтаж башни, прибашенных сооружений, монтаж и демонтаж бурового оборудования — 17 тыс. грн;

— бурение и крепление скважины — 200 тыс. грн;

— промышленно-геофизические работы — 9% от предыдущего пункта затрат, 22 тыс. грн.

Стоимость строительства буровой скважины в целом — 243 тыс. грн.

— накладные расходы — 28 тыс. грн;

— плановые накопления — 70 тыс. грн;

— разъездные управления буровых работ — 4 тыс. грн;

— резерв средств на непредвиденные расходы — 17 тыс. грн;

— вахтенный транспорт — 4 тыс. грн.

По сводному сметному расчету — 366 тыс. грн.