2006-08-31

Докопаться до небес

На украинских недрах можно заработать $7,5 трлн. На территории Украины можно найти 96 видов полезных ископаемых, 70 из них — разрабатывать.

Уголь, нефть, газ, титан, железные и марганцевые руды — лишь основные виды залежей. В украинских недрах находится большая часть известных на Земле ископаемых. По данным Государственного фонда геологии, стоимость разведанных полезных ископаемых в нашей стране составляет $7,5 трлн.

Для сравнения: стоимость российских недр, согласно информации Минприроды России, лишь в четыре раза превышает украинский показатель. «За 100 лет эксплуатации месторождений Кривбасса Украина получила 6 млрд тонн железной руды. Если сравнивать с добычей в других странах из одного конкретного бассейна — это колоссальные объемы, не имеющие мировых аналогов», — говорит Леонид Галецкий, доктор геолого-минералогических наук, профессор, заведующий отделом геологии полезных ископаемых Института геологических наук НАН Украины.

Из Украины экспортируется 80% добываемого сырья — в основном каменного угля, руд и черных металлов. Вместе с тем импорт сырья составляет 17% ВВП. Добыча многих видов ископаемых не прельщает украинский бизнес — из-за бюрократических препятствий, миллиардных капиталовложений и подчас сомнительной рентабельности рудников.

Много энергии

Самыми большими на территории Украины являются залежи каменного угля. Общий объем месторождений составляет 56 млрд тонн, или 1% мировых запасов. При ежегодной добыче в 77 млн тонн угля его залежей Украине хватит на несколько сотен лет. Однако основную часть энергоресурсов — газ и нефть — страна импортирует, несмотря на наличие собственных нефтегазовых меторождений (крупные залежи есть в шельфах Черного и Азовского морей на глубине 6-7 км).

Основная проблема при добыче украинских углеводородов — финансирование. Для разработки месторождений требуются платформы стоимостью около $1 млрд каждая. У государства на эти цели денег нет и в ближайшие годы явно не предвидится. Местный крупный бизнес при наличии других быстроокупаемых направлений деятельности в столь дорогостоящих проектах тоже не заинтересован.

Поэтому добывать украинские нефть и газ под силу лишь иностранным компаниям. В июле этого года распорядитель шельфов ГП «Черноморнефтегаз» подписало контракт на разработку восьми глубоководных месторождений Прикерченского участка с английской Shell, которая незамедлительно приступила к работам.

Самые полезные. Важнейшие для Украины ископаемые

Группа
Железные и марганцевые руды
Каменный и бурый уголь
Нефть и газ
Уран
Редкие металлы
Годовое внутреннее потребление8-9 млн тонн67 млн тонн28 млн тонн нефти и конденсата, 76 млрд м3 газа2600 тонн*От 1 кг до 1 тонны
Запасы25,9 млрд тонн железной руды + 2,26 млрд тонн марганцевойБолее 100 млрд тонн1643,4 млн нефти и конденсата + 7479,3 млрд м3 газаоколо 240 тыс. тонн
Годовая добыча, по итогам 2005 г.68,6 млн тонн ж/р 78 млн тонн4 млн тонн нефти и конденсата, 21 млрд м3 газа800 тонн*
Цена за тонну, $окатыши — 80-100 марганцевая руда — 60-100уголь — 52,8 кокс — 170нефть — 65-75 за баррель газ — 180-250 за тыс. м3100-110 за 1 кг концентратаот 20 до 5000 за 1 кг

* Товарного уранового концентрата

Самые украинские. Крупнейшие запасы полезных ископаемых в мировом масштабе

Вид
Титан
Каолин
Марганцевые руды
Железные руды
Графит
Основные месторожденияМалышевское, Носачевское, Стремигородское, ФедоровскоеПросянское, Владимирское, Великогадоминецкое, ГлуховецкоеНикопольское (Днепропетровская обл.), Великотокмацкое (Запорожская обл.)Кривбасс (Днепропетровская обл.) — 25 месторождений, Кременчугский бассейн в Полтавской обл. (12), Белозерский бассейн в Запорожской обл. (3) и др.Завальевское (Кировоградская обл.), Буртынское (Хмельницкая обл.)
Доля мировой добычи, %20181044
Запасы 450 млн тонн2,26 млрд тонн25,9 млрд тонн11,1 млн тонн*
Цена за тонну, $от 1000167-37360-100от 5027-750

* Данные по указанным месторождениям

Самые экзотические. Малоизвестные, но очень полезные ископаемые

Основные месторождения
Области применения
Цена за 1 т, $
БентонитыЧеркасское (Черкасская обл.)Металлургия — для обеспечения прочности при получении окатышей из железорудного концентрата. Химпром — моющие средства. Пищепром — осветление соков, вин400-1000
Плавиковый шпат (фтористый кальций)Покрово- КириевскоеМеталлургия — флюс, помогающий отделять металлы от пустой породы95-130
Никель, кобальтКапитановское, ТарнаватскоеИсточник ультразвука. Электровакуумное приборостроение — изготовление проволочных держателей, анодов, экранов. Машиностроение — сплавы для лопаток турбинНикель — 27-28 тыс. Кобальт — 23-24 тыс.
ЦирконийМазуровское (г. Мариуполь)Нейрохирургия — кровоостанавливающие зажимы, хирургический инструмент, нити для наложения швов при операциях на мозге25-40 за 1 кг

По данным: Госкомстата, Общегосударственной программы
развития минерально-сырьевой базы Украины до 2010 г.,
журнала «Нефть и газ», ДонНТУ, Минтопэнерго

Помимо шельфов, Украина имеет другой источник газа: 25 трлн кубометров метана, скопившихся в шахтах Донбасса. США, например, весьма преуспели в утилизации метана: американцы, имея соответствующие технологии, второе десятилетие добывают газ из угольных пластов. В Украине таким способом добывает газ только шахта им. Засядько.

Согласно программе дегазации на шахте, предприятие получает 250 млн кубометров газа ежегодно. Еще один подобный проект — «ЭКОметан» — в 2003 году запустили Индустриальный союз Донбасса, Систем Капитал Менеджмент и Укрподшипник. Сейчас ЭКОметан контролирует ИСД, выкупивший соответствующие права у партнеров. Однако масштабного развития проект до сих пор не получил. По мнению Леонида Галецкого, главной ошибкой инвестора стало привлечение в качестве партнеров как раз американских специалистов (См. Редкая земля, стр. 22).

В добыче урана Украина пока также ограничена, несмотря на огромные запасы атомного сырья. Ежегодно в стране производят около 800 тонн уранового концентрата — лишь треть от потребностей отечественных АЭС. Добывает и перерабатывает стратегическое сырье только одно предприятие — государственный Восточный ГОК, мощности которого загружены всего на 30%. При полной загрузке комбината отпала бы необходимость в импорте концентрата, ведь в Украине одни из самых больших запасов урана в мире.

Однако государство предпочитает отправлять украинский уран для обогащения в Россию, а затем завозить концентрат. Сами чиновники такие схемы оправдывают отсутствием средств для разработки перспективных месторождений. Атомщики в свою очередь указывают на неэффективность госуправления такими объектами и засекреченность всей отрасли еще с советских времен. Государственным мужам, ответственным за атомную энергетику, попросту невыгодно что-то менять в отлаженных схемах.

При этом рентабельность уранового бизнеса довольно высока — при себестоимости $40-80/кг сырья цена концентрата на мировом рынке составляет минимум $104/кг. Известно, что Восточный ГОК ведет переговоры с российской корпорацией «ТВЕЛ» о начале разработки одного из крупнейших в Украине урановых месторождений — Новоконстантиновского. Россияне предлагают обогащать добытый в Украине уран и использовать сырье на местных электростанциях. Однако приход инвестора затягивается из-за отсутствия полной информации о месторождении.

Дорогой металл

«Сегодня конкурентоспособными являются новейшие технологии выплавки металлов. Для их применения необходимо сырье определенных характеристик, несвойственных традиционно используемым рудам», — говорит научный сотрудник Института геологических наук НАНУ Леонид Когон. До сих пор доменные технологии выплавки стали позволяли использовать сырье низкого качества, обеспечивая предприятиям сверхприбыли за счет больших объемов производства.

Однако технология устаревает — мировой рынок требует сверхпрочных и вместе с тем легких сплавов, которые производят с использованием редких металлов. В Украине запасов таких руд — в избытке, однако страна продолжает импортировать сырье из России, Казахстана и Узбекистана. На разработку собственных месторождений государство предпочитает не тратиться. И дело не только в необходимости крупных инвестиций: в добываемых рудах содержится небольшое количество редких металлов.

Но при этом один килограмм чистого сырья стоит от нескольких десятков до нескольких сотен долларов. Поэтому специалисты считают, что подобные сложные месторождения выгодно разрабатывать в комплексе. К примеру, Приазовское месторождение, помимо редких металлов, содержит также полевой шпат — один из компонентов для производства фаянса, керамики и электротехнического фарфора. Его добыча вместе с редкими металлами экономически оправдает разработку всего месторождения.

Схожая ситуация и в сфере добычи украинского золота. С начала 90-х годов прошлого века ученые обнаружили и разведали на территории Украины шесть новых золотоносных объектов. В государственной геологической службе уверены, что разработка золотых рудников рентабельна, хоть и требует крупных капиталовложений. Лицензии на эти месторождения вскоре будут выставлены на продажу, а пока продолжается их подготовка к промышленному освоению. Самое первое из открытых в Украине месторождений золота — Мужиевское (Закарпатье) — пока едва окупает добычу. Однако, если вместе с золотом добывать другие редкие металлы, рудник способен приносить большую прибыль, уверен Леонид Галецкий.

Сколько стоит ГОК построить

По словам доктора геолого-минералогических наук Бориса Малюка, постройка ГОКа для обогащения благородных металлов, например золота и меди, обходится зарубежным компаниям в $30-50 млн. По словам специалиста, капиталовложения окупаются в течение 5-10 лет — сроки зависят от способа добычи и мощности пород, которые необходимо удалять.

«Компании не останавливает даже 10-15-летний период возврата инвестиций. Наоборот, сейчас западные компании весьма неохотно берутся за золоторудные объекты с 5-15 тоннами запасов. Со своими технологиями они могут выработать это количество за 2-3 года. Поэтому сложные, долгосрочные объекты являются для них более привлекательными, даже если период окупаемости составляет 20 лет. У компании есть гарантия, что данное месторождение можно долго разрабатывать и не искать новое», — объясняет Малюк.

Подобных проектов в Украине пока немного. Самый известный — строительство Приазовского ГОКа на Куксунгурском месторождении марганцевых руд (Запорожская обл.) двумя крупнейшими меткомбинатами — ММК им. Ильича и Запорожсталью. Сейчас объект находится на стадии согласования и проектирования, однако, как утверждает Леонид Когон, работы ведутся интенсивно, ведь проект обещает быть высокоприбыльным. В месторождении, по словам геолога, содержится концентрат, который можно использовать без предварительного обогащения. Постройка комбината обойдется инвесторам, по меньшей мере, в $150 млн. «Проект окупится за 10 лет. Если собственники будут использовать западные технологии, — за пять», — считает Леонид Галецкий.

А вот на освоение крупнейшего в мире Стремигородского месторождения титана, по словам Галецкого, потребуется $1 млрд: «Говорить о частных инвестициях в это месторождение не приходится: такой проект даже государство не в состоянии поднять. Для разработки месторождения необходимо создать транснациональную корпорацию, которая будет финансировать проект и заниматься его долгосрочной разработкой».

Доходные отходы

Параллельно с истощением месторождений (преимущественно рудных), растет число так называемых техногенных месторождений, или «хвостов» — отходов крупных промышленных производств. В одном только Кривбассе, где из горной массы извлекается преимущественно железная руда, твердых отходов скопилось более 12 млрд тонн — почти половина общего объема в стране (25 млрд тонн). А в Донбассе на каждого жителя приходится 4 тыс. тонн отходов.

Подобные «хвосты» во всем мире утилизируются на 70-80%. В Украине их использование не превышает 10%. По подсчетам Галецкого, из полутора тысяч техногенных объектов в Украине около полусотни являются месторождениями, содержащими в промышленных количествах редкие металлы, золото, другие руды и даже алмазы. «Из отходов Запорожского титаномагниевого комбината, Никопольского ферросплавного и Николаевского алюминиевого заводов можно получить около 30 компонентов, в том числе редкометалльных, себестоимость которых в 5-15 раз ниже их рыночной цены», — рассказывает ученый. Разработка уже разведанных техногенных месторождений может в полном объеме обеспечить Украину иттрием, танталом, ниобием, скандием и ртутью. 60% «хвостов» Кривбасса можно использовать в производстве стройматериалов.

Однако до сих пор лишь отдельные украинские предприятия, в частности Центральный и Ингулецкий ГОКи и ММК им. Ильича, занимались промышленной переработкой отходов. «Предприятия боятся менять традиционную технологию добычи сырья», — поясняет Галецкий.

Неприбыльный уголек

Угольные шахты и разрезы все чаще становятся нерентабельными. Из 212 шахт и разрезов за годы независимости Украины закрыто и ликвидировано 15. Открыто лишь три новых шахты — Никанор-Новая, Самсоновская западная и Южнодонбасская № 3 (вторая очередь). К закрытию готовятся 137 шахт, которые, по сути, давно являются заброшенными.

По данным Минуглепрома, из 136 государственных шахт и разрезов в Украине только четверть являются окупаемыми. Добыча украинского угля осложняется глубоким залеганием (более 700 м) остаточных пород и тонкими пластами: легкодоступные запасы уже выработаны, искать на большей глубине опасно и невыгодно.

Как стать землекопом

Лицензия — первый шаг к разработке и добыче полезных ископаемых. Государство распределяет лицензии через аукционы, в которых может принять участие любая компания, обладающая достаточными денежными ресурсами. Обычно гарантийная сумма составляет $10-20 млн, необходимы также собственные специалисты и оборудование. Разрешение выдается на срок не более 30 лет без права продажи или отчуждения.

По истечении срока недропользователь, у которого за время работы не возникли конфликты с законом, имеет право продлить лицензию. Списки лицензионных объектов, выставляемых на аукцион, формирует Кабмин. Они публикуются в официальных печатных изданиях и на интернет-сайте Минприроды за 30 дней до проведения аукциона. В число объектов могут войти только подготовленные месторождения, однако по ним дается минимальная информация: название участка, его координаты и общая информация о геологическом строении.

По мнению научного сотрудника Института геологических наук НАНУ Леонида Когона, государство предоставляет недостаточно информации о выставляемых на продажу рудниках: «Необходимо составлять конкретные бизнес-предложения для претендентов на разработку. Если владелец крупной корпорации заинтересуется добычей ископаемых, то он должен увидеть, какую сумму следует вложить в объект, каков срок окупаемости и каким будет общий экономический эффект».

Доктор геолого-минералогических наук Леонид Галецкий в свою очередь полагает, что выдача лицензий на основе аукциона — хоть и лучший способ получения лицензий, чем распространенный ранее «подковерный», но все же является временной мерой. «Развитые страны такой способ не приветствуют, поскольку за рубежом решение о передаче объекта той или иной компании принимают специалисты.

Нам тоже следовало бы перенять такую технологию», — считает геолог. По его мнению, при аукционном способе выдачи разрешений на освоение недр лицензию могут получить непрофессионалы, и месторождение будет простаивать или разрабатываться неэффективно.