2006-09-05

Энергобезопасность по-русски

Энергетика является важнейшей движущей силой мирового экономического прогресса и прямо влияет на благополучие миллиардов жителей планеты. Существует множество аспектов энергетической безопасности, однако единого принятого во всем мире определения этого понятия пока не существует. Его только предстоит выработать. При этом разногласия разных стран в сфере энергетики усугубляются, поскольку страны-потребители и страны-производители энергии демонстрируют разные подходы к пониманию того, что это понятие означает. Учитывая актуальность данной проблемы, Россия заявила глобальную энергетическую безопасность основной темой в рамках своего председательства в G8 в этом году.

До сих пор энергетическая безопасность понималась многими как энергетическая независимость отдельной страны. Такой подход привел к тому, что конкурентная борьба за ресурсы в мире постоянно усиливается и вызывает множество конфликтов. Хотя немалое количество угроз в области энергетической безопасности, которые уже давно стали глобальными, должно бы заставить стороны перейти к выработке концепции глобальной энергобезопасности.

В последнее время глобальный спрос на энергоресурсы растет темпами, опережающими возможности предложения энергии. Большинство прогнозов в области энергетики предсказывает продолжение роста глобального спроса на энергоресурсы, поддерживаемого ростом экономики в развивающихся странах и продолжающимся, хотя и гораздо более медленными темпами, ростом спроса на энергоресурсы со стороны промышленных стран. Например, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), к 2030 году совокупный спрос на энергоресурсы в мире вырастет более чем на 50%. Мировой спрос на нефть, по тем же оценкам, может возрасти к 2025 г. на 35 млн. баррелей в день (прирост 42%); газа - на 1,7 трлн. куб. м в год (прирост 60%).

В то же время, замедляется рост предложения энергии в мире. Это обусловлено сильно возросшими размерами производства, существенным усложнением и удорожанием используемых технологий при освоении всё более труднодоступных энергоресурсов.

В результате возникшего диспаритета спроса и предложения цены на углеводороды в последние годы растут очень быстрыми темпами. Растущие и неустойчивые цены на энергоносители представляют угрозу мировой экономике в целом и каждой стране в отдельности.

На протяжении двух последних десятилетий ХХ века достижения научно-технического прогресса в разведке и бурении компенсировал ухудшение горно-геологических, региональных и др. условий при быстром росте добычи нефти, что давало устойчивое снижение цен. Однако в ХХI веке рост общего и душевого спроса на моторные топлива продолжается, а прогресс в добыче нефти и политическая напряженность в главных традиционных районах ее добычи не позволяют обеспечивать его при ценах, адекватных издержкам добычи.

Цены на нефть стали быстро расти, создавая реальную опасность, во-первых, замедления темпов роста развитых экономик и, во-вторых, финансового кризиса зависимых от импорта нефти развивающихся экономик. Неопределенность и широкий разброс в результатах прогнозов будущих цен на нефть в свою очередь усугубляет ситуацию - ведь долгосрочный прогноз цен на нефть является важным элементом принятия многих решений об инвестировании в энергетические проекты с длительным реализационным циклом и чрезвычайно медленным оборотом капитала.

Кроме того, увеличиваются региональные энергетические диспропорции - множится количество стран и крупных регионов, развитие которых не обеспечено собственными энергоресурсами. Если в 1990 г. такие страны производили 87% мирового ВВП, то в начале ХХI века - уже 90%. При этом стремительный рост зависимости от импорта энергии демонстрируют наиболее быстро развивающиеся страны (Китай, Индия и др.), которые пока не могут гарантировать себе устойчивость энергетического импорта.

В то же время производство доминирующего в современной энергетике углеводородного сырья все больше концентрируется в районах наибольшей социальной и политической неустойчивости.

Нарастает и проблема энергетической бедности. По данным ОПЕК, в настоящее время около 2 млрд. человек на планете испытывают энергетический голод, и вопрос борьбы с энергетической бедностью становится одним из наиболее актуальных. Кроме того, экологические проблемы, терроризм, климатические изменения, наконец, проблема исчерпаемости ресурсов только увеличивают вызовы энергетической безопасности.

Становится очевидно, что необходимо создание такой глобальной энергетической системы, которая бы минимизировала риски нарастания этих угроз. Обеспечение глобальной энергетической безопасности требует совместных действий со стороны всего международного сообщества. Для противодействия угрозам необходимо выработать и последовательно проводить на межгосударственном уровне согласованный набор стратегических направлений энергетической политики.

Одним из направлений этой политики может быть экономное и экологически ответственное использование энергии. Уже принятые развитыми странами меры по рационализации своего энергопотребления привели к тому, что за 30 лет (1973-2002 гг.) нетто-импорт нефти странами ОЭСР снизился на 14%, а количество нефти, необходимое для получения одного доллара ВВП, сократилось вдвое.

Также необходим ускоренный рост предложения коммерчески эффективных энергоресурсов. В мире имеется достаточно природных топливно-энергетических ресурсов для обеспечения потребностей в них человечества на обозримый период. Основная проблема состоит не столько в их физическом дефиците, сколько в необходимости создания совместными усилиями условий реализации этого потенциала.

Очень важно обеспечить увеличение инвестиций в энергоснабжение. Для создания эффективной, устойчивой к потрясениям системы глобального энергообеспечения, по оценке МЭА, может потребоваться до 17 трлн. долл. мировых инвестиционных ресурсов в 2004-2030 годах. Речь идет об инвестировании в расширение углеводородной ресурсной базы; добычу углеводородов, создание новой и модернизацию существующей инфраструктуры по транспортировке и хранению углеводородных энергоносителей; внедрение перспективных технологий и более широкое использованию возобновляемых и альтернативных источников энергии; развитие безопасных технологий производства ядерной энергии и др.

Для повышения устойчивости системы энергоснабжения, противодействия напряженности нефтеснабжения и нарастанию региональных энергетических диспропорций необходима диверсификация видов энергии. В осуществлении данной стратегии можно выделить несколько направлений:

1. Расширение потребления природного газа. Экологические факторы и технологический прогресс уже позволили снизить стоимость строительства газопроводов и привели к появлению такого продукта, как сжиженный газ, тем самым, способствуя увеличению доли природного газа. Главный фактор дальнейшего расширения этого рынка связан как с совершенствованием технологий добычи и транспортировки природного газа, так и с развитием регионального и (или) двустороннего сотрудничества, что позволит снизить уровень неопределенности и рисков реализации капиталоемких проектов с длительным проектным циклом.

2. Поддержка экологически чистых технологий сжигания угля, которые могут оказать решающее влияние на обеспечение чистой окружающей среды в будущем. До сих пор не выдерживали конкуренции с другими видами топлива.

3. Ускорение развития возобновляемых источников энергии и распределенной энергетики. Огромные возможности для диверсификации представляет развитие гидроэнергетики. Помимо возможного вклада в развитие экологически чистой энергетики, гидроэнергетика представляет собой очень гибкий способ производства энергии, допускающий оперативное реагирование на изменение нагрузок и спроса. Вместе с тем, производство электроэнергии из возобновляемых источников, например, ветра и солнца, или за счет использования микро-гидроэлектростанций может иногда быть самым дешевым способом обеспечения электричеством сельского населения.

4. Широкомасштабное развитие атомной энергетики. Для долгосрочной и экологически приемлемой диверсификации энергоснабжения особое значение имеет развитие безопасной атомной энергетики, которое способно не только укрепить национальные системы энергоснабжения, оно также существенно увеличит объем предлагаемой на мировых рынках энергии и сделает его структуру более гибкой. Опыт некоторых стран ЕС, Японии, Кореи, демонстрирует, что АЭС могут способствовать обеспечению энергобезопасности страны за счет снижения зависимости от ископаемых видов топлива.

5. Замещение нефтяных моторных топлив на транспорте.

6. В долгосрочной перспективе развитие таких перспективных технологий, как водородная и термоядерная энергия, способно при создании соответствующих условий заметно расширить энергообеспечение, придать ему большую устойчивость и новое экологическое качество.

Стремясь к достижению глобальной энергобезопасности, международное сообщество должно развивать и инфраструктуру глобального энергетического рынка. Конечной целью развития энергетических рынков должно стать формирование глобального энергетического пространства с едиными правилами.

Уже сейчас значительная доля поставок энергоресурсов осуществляется через международные границы, а в перспективе эта доля будет возрастать. Можно утверждать, что глобальный рынок нефти уже существует. В настоящее время, когда речь идет о создании глобальной энергетической инфраструктуры, подразумевается поэтапное формирование межстрановых, континентальных и трансконтинентальных энергообъединений, работающих по единым технологическим стандартам и правилам управления.

Роль государств заключается в том, чтобы оказывать постоянное содействие развитию международной торговли энергоресурсами и инвестиционной деятельности в этом секторе за счет создания благоприятных условий (технических, экологических, политических и юридических) для международной доставки энергоресурсов от мест их производства до потребителей.

Обеспокоенность человечества проблемой энергетической безопасности должна привести к выработке совместных, взвешенных подходов и разработке глобальной программы. Это, безусловно, непростой процесс, требующий диалога и взаимной открытости. Однако глобальный характер возникающих в настоящее время угроз энергетической безопасности делает попытки их решения только на уровне отдельных стран неэффективными.

В настоящее время Россия объективно занимает ведущие позиции в мировой энергетике, обладая одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. Это позволяет ей взять на себя определенные обязательства в обеспечении глобальной энергетической безопасности. Россия в рамках своего председательства в G8 выступает с позиций, что энергетическая безопасность - это не только безопасность потребителя от поставщика, но и взаимосвязанность интересов, которая обеспечивает стабильное сотрудничество сторон.

По словам президента России Владимира Путина, Россия выступает за объединение усилий всего международного сообщества для решения целого ряда задач в энергетической сфере. Среди них - преодоление дисбаланса спроса и предложения; принятие всеми странами на себя общих обязательств на энергетической арене с добровольным разделением прибылей и рисков; а также необходимость строительства мировой энергетической структуры, не допускающей возникновения конфликтных ситуаций. В основу глобальной энергетической безопасности должны быть заложены принципы долгосрочного, надежного, экологически приемлемого энергоснабжения по обоснованным ценам, - считает Путин.

На саммите G8, прошедшем в июле в Санкт-Петербурге, по словам президента России, страны-участники выработали единые подходы к обеспечению глобальной энергобезопасности. "Наша совместная стратегия строится на едином понимании того, что у человечества общее энергетическое будущее. Будущее, за которое все мы несем солидарную ответственность", - сказал он.