2005-08-03

Спасите Киев

Спасите КиевКиев под угрозой. Новые проекты строительства могут разрушить исторические здания, фуникулер, а так же привести к повышению уровня грунтовых вод и оползням.

О том, что в Киеве существуют сложные инженерно-геологические условия для строительства, было известно очень давно. Еще в 19 веке инженеры укрепляли днепровские склоны, строили специальные водоотводы и дренажные системы, дома возводились подальше от кромки склона. Внимание также уделялось руслам небольших рек и ручьев, которые пересекали всю территорию холмистого Правого берега Днепра. Особую проблему представляли дома Подола, где из-за высокого уровня грунтовых вод и близости Днепра, происходило постоянное подтопление глубоких подвалов. Об этих и других особенностях киевских территорий знали и киевские проектировщики 20 века (в советские времена) и учитывали это при проектировании зданий и сооружений. С началом дикого капитализма, когда Киевом начали управлять деньги, «бес попутал» не только чиновников, но и архитекторов и инженеров. Начались грубейшие нарушения градостроительных, строительных, природоохранных и других законов и норм. Для протаскивания «незаконных» проектов применялись различные уловки, от согласований в «порядке исключения», до внесения изменений в действующее законодательство с двусмысленными формулировками.

Сегодня, когда «дерибан» центра Киева практически уже осуществился (хотя, конечно, еще есть определенные планы), на поверхность неожиданно выплыли результаты научно-исследовательской работы, выполненной учеными Центра аэрокосмических исследований земли НАН Украины. Центром передан киевским властям отчет о состоянии грунтов на территории города с указанием 50 наиболее опасных мест, где при увеличении на них нагрузки могут произойти оползни или обвалы. Наиболее оползнеопасными являются днепровские склоны. Свои исследования ученые проводили совместно с ДКП «Плесо» на протяжении последних четырех лет. В отчете написано, что за последние годы активизировались эрозийные и оползневые процессы в девяти точках Киева. Действующими признаны оползни в районе склона между улицами Петровской и Кудрявской. «Ожили» склоны Петровского яра, около Андреевской церкви. Активная эрозия прослеживается возле смотровой площадки около арки Воссоединения и на левом склоне между ул. Дегтяревской и переулком Кияновским, в районе фуникулера, В Городском саду ниже Мариинского дворца, а также на спуске возле памятника Магдебургскому праву. Мариинский дворец «ползет» со скоростью 1 мм в год, в связи с чем специалисты КП «СУППР» ведут активные работы по изучению и предотвращению оползня. Отличительной чертой «оживших» грунтов является их непредсказуемость.

Специалисты утверждают, что на оползневые процессы влияют чрезмерное уплотнение застройки, прокладка инженерных коммуникаций, утечки из коммуникаций, подъем грунтовых вод и др. Предусмотреть все невозможно, поэтому следует отказаться от строительства на таких территориях. В конце 90-х годов из-под дома на ул. Кудрявской резко сошел грунт, и здание с трудом удалось спасти от разрушения.
К опасным территориям, которые могут «поплыть» в любой момент, ученые отнесли склоны Глубочицкого, Петровского, Гончарного яра, правый склон долины Днепра (южный спуск от Андреевской церкви), перекресток Днепровского спуска с Набережным шоссе и др. участки. Ученые отметили две зоны Киева, на которых развиваются оползневые процессы: Приднепровскую (правый коренной склон долины Днепра, участки яров и балок, прорезающих этот склон) и Городскую (склоны долин реки Лыбедь и ее балочные сети). На этих территориях, занимающих более 400 га, за последние 4 года образовался 101 потенциальный оползень.

Ученые и профессиональная общественность уже много раз обращали внимание властей на недопустимость строительства различных объектов, в том числе и из-за сложных инженерно-геологических условий, но власти не реагировали. Примут ли они к сведению отчет Центра аэрокосмических исследований земли НАН Украины и откажутся ли от строительства на опасных территориях, покажет время.

Опасные объекты в центре Киева

Гостиница на ул. Б. Житомирской, 2а. В свое время в связи со скандальным строительством фитнес-центра у стен заповедника «София Киевская», гидрогеологами был выполнен анализ ситуации и подготовлено заключение. Мы приводим основные положения этого заключения. Старокиевское плато расположено на лессовых грунтах. Строить высотные тяжелые дома в таких районах нельзя. Это связано с возможными подъемами грунтовых вод. Если сравнить данные об уровнях грунтовых вод в начале ХХ века и сейчас, то показатели неутешительные. Примерно за 100 лет уровень грунтовых вод в Софийском заповеднике поднялся от 4 до 6 м. Пока еще эти уровни проходят ниже лессовых грунтов, но по мере осуществления масштабного строительства, устаревания коммуникаций, возможных утечек воды, уровень грунтовых вод может подняться на опасную высоту. Новые дома строятся преимущественно на сваях. При этом не учитывается возникающий баражный эффект. Лес свай представляет собой какбы плотину на пути естественного движения грунтовых вод. Это еще одна существенная причина их подъема. Кроме того, любое новое здание, которое строится рядом с другим зданием, а старые дома возводились на ленточных фундаментах, приводит к перераспределению усилий в грунтах. В связи с этим часто возникают трещины в старых домах. Последний фактор хорошо известен киевским строителям, которые уже имеют достаточно большой негативный опыт такого строительства.

В марте 2004 г. на научно-методическом совете при Управлении культуры, искусств и исторической среды Киевской городской государственной администрации состоялось рассмотрение проекта гостиничного комплекса на ул. Б.Житомирской, 2а. Здание располагается в самом сердце исторического центра Киева, среди зданий и сооружений, обрамляющих две исторические площади – Софийскую и Михайловскую. Старые здания по этажности (3-4-5 этажей) и архитектурному стилю имеют фоновое значение. Здание гостиницы представляет собой массивный треугольный в плане объем, высотой 36 метров (до карниза – 27 м, мансарда – 9 м), оно примыкает с одной стороны к реконструируемому в настоящее время трехэтажному зданию бывшего реального училища, построенному архитектором Беретти во второй половине XIX века, которое расположено за памятником кн. Ольге, с другой стороны – к старому четырехэтажному жилому дому. Комплекс запроектирован треугольным в плане для того, чтобы максимально использовать площадь участка, так как улица Б. Житомирская выходит к Михайловской площади под тупым углом. Под зданием комплекса предлагается построить выходящий за пределы надземного пятна здания трехэтажный подземный паркинг и большие зальные помещения. Гостиница пятизвездочная, поэтому можно предположить, что в подземных зальных помещениях будет располагаться что-то вроде фитнес-центра, скорее всего с бассейном. Проектировщик - ЗАО «Архитектурный союз», заказчик проекта – МИД.

Здание гостиничного комплекса, кроме трехэтажного подземного паркинга, будет иметь еще мощное свайное основание. Нетрудно себе представить, что в этой ситуации может произойти со стоящими рядом старыми домами и вообще с гидрогеологическим режимом Старокиевского плато. Все члены Совета высказались категорически против осуществления этого проекта. Сегодня есть основания считать, что проект реализуется - на участке на ул. Б.Житомирская, 2 в настоящее время активно ведутся строительные работы.

Дом на ул. Грушевского, 9а. Огромный жилой комплекс, расположившийся на самой кромке днепровского склона на ул. Грушевского, 9 а, (территория, примыкающая к Мариинскому парку) растет как на дрожжах – центральная высотная часть уже достигла 20 этажа и сколько будет еще этажей не знает никто, кроме заказчика и строителей, боковые части сооружения имеют по 10 этажей каждая. Между тем, в июле 2003 г., когда проект рассматривался на градостроительном совете, он был представлен как комплекс, имеющий Н-образную композицию, сформированную двумя 8-этажными боковыми секциями и 14-этажной центральной секцией. Заказчик проекта - ООО фирма «Инвес», проектировщик - ООО «Архитектурный союз».
Членами градостроительного совета было высказано много замечаний к проекту. Комплекс по масштабу плохо вписывается в существующую застройку, нарушена структура этого района, блокируются пешеходные связи с Петровской аллеей и ул. Грушевского. Не отработана схема транспортной доступности. Здания комплекса следовало бы уменьшить в плане и отодвинуть от кромки горы.
Совет рекомендовал авторам понизить этажность на 3-4 этажа, изменить композиционное построение объекта с учетом замечаний и перспектив развития парковой зоны, организовать систему пешеходных и транспортных связей.
К сожалению, никем из членов совета не был поднят вопрос о неприемлемости строительства комплекса на кромке склона, прежде всего из-за инженерно-геологических условий и никто не задал вопрос о том, как же будет вписываться новый комплекс в панораму Киева со стороны Днепра. Но, как показали дальнейшие события, с мнением градсовета никто и не собирался считаться – рассмотрение проекта носило формальный характер. В то время согласование проекта подписал бывший главный архитектор Киева, он же начальник Главкиевархитектуры, учредитель ООО «Архитектурный союз» и автор проекта С.В.Бабушкин.

Жителям исторического дома - соседа на ул. Грушевского, 9, которые были обеспокоены масштабным строительством, и приглашенным ими для консультации геологам не удалось получить проектную документацию на строительство огромного жилого комплекса. Масштабы строительства тщательно скрывались. Однако специалисты Института геологии НАН Украины дали свое заключение о последствиях строительства огромного комплекса на кромке горы. Выводы однозначные: строительство нового высотного жилого комплекса в историческом центре Киева в оползнеопасной зоне неизбежно приведет к дополнительным деформациям исторического ландшафта и расположенных в непосредственной близости исторических зданий. В период, когда писалось заключение специалистами Института геологии, уже был вырыт котлован глубиной до 15 метров, фактически снесен склон горы. Грунт высыпан на прилегающий склон, устроена новая насыпная гора. Площадь котлована примерно 100х80 метров, на дне котлована – лес свай. Сваи, чтобы нести массивное сооружение, должны были опуститься на глубину не менее 20 метров. Это угрожает нижерасположенному склону, он может не выдержать такого вторжения в его природную структуру, начнутся оползневые процессы. Обычно свайный лес может удержать само сооружение от обрушения, но все вокруг может превратиться в «лунный пейзаж», вокруг нового сооружения, учитывая то, что старые здания построены на ленточных фундаментах, коммуникации эксплуатируются уже много лет и обычно протекают, начнутся необратимые геологические процессы, грунт начнет проваливаться, оседать, ползти.

Кроме того, по мнению старшего научного сотрудника Института геологии НАН Украины, кандидата геолого-минералогических наук Вадима Федоровича Рыбина новое строительство уже причинило огромный ущерб склону и всем прилегающим территориям и сооружениям. Затронут очень большой грунтовый массив. Еще не закончено строительство, но уже то, что сделано, привело к возникновению мелких трещин и отслоению штукатурки в историческом здании на ул. Грушевского, 9. Но самое неприятное начнется тогда, когда подведут к новому комплексу воду. Вода – это то, что резко активизирует оползневый процесс. Опыт свидетельствует о том, что сегодня невозможно даже при самом тщательном и аккуратном проведении коммуникаций избежать утечек воды.

Гостиница рядом с фуникулером. На заседании градостроительного совета 5 ноября 2003 г. были высказаны очень серьезные замечания к проекту гостиницы на ул. Сагайдачного (справа от фуникулера). Проект отельного комплекса представляет собой массивное 6-7-этажное здание с шириной корпуса до 40 метров, которое встраивается в рельеф с использованием подземного пространства под паркинг. Большинство членов градсовета высказались против строительства на этом месте любых сооружений, так как зеленый спуск рядом с фуникулером выглядит очень живописно. Как отметил начальник «Киевгосэкспертизы» А.Карминский, по документам площадь отведенного участка составляет около тысячи квадратных метров, а по проекту здание занимает площадь почти в два раза большую. Члены совета говорили, что в проекте отсутствует анализ градостроительной ситуации, нет ясности по схеме движения транспорта, здание необходимо значительно уменьшить в объеме. Было рекомендовано авторам выполнить градостроительное обоснование местоположения объекта в структуре площади, представить варианты архитектурного решения здания, так как оно строится в исторической, заповедной зоне, а в проекте не учтены традиции киевского зодчества. Градсоветом проект не был согласован, а отправлен на доработку, по сути, на полный пересмотр и разработку нового проекта. Но Главкиевархитектура согласовала представленный проект.

Тогда же, упомянутый выше ученый - гидрогеолог В.Ф.Рыбин высказал свое мнение о строительстве на Подоле, на территории заповедника «Древний Киев». Ослаблять склоны горы, находящейся рядом с фуникулером встроенными гаражами категорически нельзя. Прежде всего, потому, что грунтовые воды должны будут «обходить» железобетонное сооружение и искать новые пути для своего движения. Это очень опасно и может служить причиной размыва части горы, по которой движется фуникулер. Подол, - это уникальная территория не только в историческом плане, но и в геологическом. На Подоле старые дома имеют очень глубокие (до 4-5 метров) подвалы. В настоящее время эти подвалы подтоплены, потому что произошел подъем уровня грунтовых вод (верхнего водоносного горизонта). Это случилось потому, что на протяжении многих лет были значительные утечки из коммуникаций, сыграло свою роль и строительство метрополитена. На Подоле строительство новых тяжелых зданий с подземными помещениями способствует подъему уровня грунтовых вод. Это сопряжено с большой опасностью разрушения стоящих рядом зданий, особенно на ленточных фундаментах. К сожалению, за консультацией к геологам проектировщики обращаются редко. Возможно, это сопряжено с боязнью получить отрицательное заключение на проекты, в которых нарушаются все существующие нормативы. Но проекты согласовываются и без заключения геологов. Сегодня все стремятся получить «быструю» прибыль. Проект быстро согласовывается, быстро строится, затем здания (квартиры) продаются – и будь, что будет. Но куда смотрят власти Киева… Сколько такое может продолжаться? Неужели должна произойти какая-нибудь крупная авария или разрушение, чтобы все наконец прозрели?

Несмотря ни на что, в 2004 г. строительство гостиницы было начато, но затем в декабре 2004 г. приостановлено в связи с опасностью сползания склона, по которому движется фуникулер. Была приостановлена также работа фуникулера до выяснения состояния склона и последствий от строительства. Но затем, после небольшого ремонта, фуникулер продолжил свою работу. Продолжилось и строительство гостиницы - сегодня оно идет полным ходом. По словам А.Омельченко, реконструкцию фуникулера проведут в 2006 г. Можно предположить, что это будет сделать сложно – существует опасность того, что киевляне лишатся любимого средства передвижения. Это можно было бы предотвратить, если бы за год до этого власти прислушались к мнению профессиональной общественности и не затеяли преступное строительство.

Но у КГГА существует еще один план, уже по застройке другой части площадки перед фуникулером (слева от фуникулера). Тогда киевлянам точно придется попрощаться с фуникулером - скорее всего им предложат подвесную дорогу…