2007-03-06

На даче скважина, а в Киеве дядька

Желание высказать свою точку зрения вызвала публикация интервью с министром охраны окружающей природной среды Украины В.Джарты («ЗН», №6, 2007 г.).

Уважая позицию и принципы любого гражданина, вне зависимости от должности, позволю себе коснуться части интервью в отношении выдачи специальных разрешений на пользование недрами.

Много раз мне приходилось участвовать в полемике по данному вопросу в региональных СМИ, на круглых столах, пресс-конференциях и в прямом эфире. Жаль, правда, что именно с представителями и руководителями Минприроды обмениваться мнениями не приходилось. Проблема имеет глубокие корни, время идет, а позиция министерства не меняется вне зависимости от руководителей.

Вкратце о сути проблемы.

1) Непонимание разницы между продажей спецразрешений и рыночными отношениями.

2) Чисто бюрократический подход к разрешению вопроса «Давайте всех к нам, а мы тут в Киеве разберемся!».

3)Либо оторванность от ситуации в регионах, либо имитация «незнания» и замалчивание реальной картины. Иногда складывается впечатление, что чиновник, сидя в Киеве, искренне думает, что, не выдавая спецразрешения, он реально руководит ситуацией с недрами, а тысячи людей на местах ничего не делают и смотрят с тоской на Киев — когда же начнут выдавать?

Проблема со спецразрешениями фактически абсолютно искусственна, ничего общего с государственными интересами не имеющая. Из мелкого разрешительного действия организовали кризис отрасли. Это мое глубочайшее убеждение (не хочу занимать время теоретическими обоснованиями и ссылками на пункты и статьи законов и нормативно-правовых актов). По­верьте, все это игры на путанице юридических терминов «разрешение на специальное использование природных ресурсов» и «лицензия», с изобретением геологического ведомства —«спецразрешение на пользование полезными ископаемыми». Можно безболезненно отменить выдачу этого документа, и никто не пострадает.

А если не имитировать благополучие, а сказать откровенно, то те самые «несанкционированные разработчики» их давно уже для себя и отменили, изобретя систему гибкую, надежную, доступную. Для государства, жаль, теневую. А отвечать за нее, с моей точки зрения, должны именно те, кто на протяжении последнего десятка лет эту систему непомерно усложнял, «совершенствовал», «наводил порядок», — чиновники.

Ведомству нужно определиться, какие цели при продаже спецразрешений оно преследует? И какое «право на право» с аукциона вы хотите продать? Если речь об изначальном инвестпроекте по созданию нового горнорудного предприятия, так вы и берите на себя всю стадию подготовки исходной информации, согласований и продавайте «комплект» «под ключ». Выиграл аукцион, заплатил — и работай.

В одной из бесед с предпринимателем услышал: «Если бы я знал изначально, что после получения спецразрешения меня ждет еще разработка четырех разных проектов и не менее семи экспертиз (все за деньги, и немалые), выделение земли с нуля и что займет все это вместе три года, с места бы не сдвинулся».

И еще. Сколько нужно получить подписей чиновников от начала и до момента получения законного права приступить к разработке недр? Где можно все это узнать, чтобы просчитать свои действия заранее, все риски, плюсы, возможности? А мы с вами судачим о прозрачности и доступности!..

Сейчас законодательство именно на местный уровень перекладывает решение вопросов развития территорий, привлечения инвестиций, размещения новых предприятий, развитие малого и среднего бизнеса. Во всяком случае я нигде не увидел, чтобы на Минприроды возлагалась функция препятствовать этим процессам. Но ведь невыдача спецразрешения после всех согласований конкретным препятствием и является.

Доходит до смешного. Так, любая скважина глубже 20 метров, независимо от объема добычи, требует спецразрешения. «У Київ» — там разберутся. Ресурс государственный, на местном уровне не решить (это я о контроле). А нарушителей! Осталось по дачам пройтись колодцы и скважины посчитать.

Здравый смысл подсказывает организовывать аукционы не в Ки­еве, а в регионах. На ресурсы местного значения. Не доверяете местному самоуправлению? В таком случае делегируйте определенные полномочия своим территориальным органам. Контро­лируйте больше, вопросов нет. Ведь у министерства есть еще серьезный рычаг — выдача лицензий на вид деятельности. А это намного существенней и реальней для вли­яния на субъекты рынка. А то зарегулировали все полностью.

Я внимательно слежу за вэбсайтами как Минприроды, так и Госгеолслужбы. Скажите, как относиться к вывешенному 24.01.07 г. для обсуждения проекту постановления Кабмина (по поводу спецразрешений), но «якобы» с датой от 27.12.06 г.? Вроде бы случайность, но учитывая, что замечания и предложения принимаются до 29.01.07 г., ситуация воспринимается по-иному. И про искренность и прозрачность тоже… Тем более что опять в проекте сплошная централизация.

А вообще-то интервью интересное. Глобальность подхода радует. Но для меня, «пересічного громадянина», будет понятнее, если вы, уважаемый министр, вникнете в эту «мелочную» проблему. Пойдите навстречу мнению регионов, проведите эксперимент, в конце концов, тогда и в глобальных своих планах будете иметь гарантированную поддержку территорий.