2009-06-17

Россия. Наталья Комарова: В области законодательства по использованию полезных ископаемых пример стоит взять с Канады

16 июня председатель Правительства Владимир Путин провел совещание по вопросу совершенствования системы мониторинга и управления запасами полезных ископаемых и комплексного освоения нефтегазовых провинций. В частности, российский премьер предложил создать централизованную комплексную систему освоения месторождений.

По мнению председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы РФ Натальи Комаровой, существующая законодательная база не дает полного набора инструментов для решения задач по регулированию вопросов, связанных с добычей, транспортом и переработкой нефти. Так, например, действующие в этой области акты не всегда в полной мере учитывают специфику деятельности организаций нефтяного комплекса, а также его структурные особенности. "В них не предусмотрена синхронизация планов организаций нефтяного комплекса, что создает возможности для принятия неэффективных инвестиционных решений в сегментах добычи, переработки и транспортировки по магистральным трубопроводам нефтяного сырья и продуктов его переработки, в ряде случаев, приводит к возникновению конфликтных ситуаций (например, в части того, за чей счет должно производиться увеличение мощности трубопроводной системы с целью организации дополнительных поставок нефти на НПЗ отдельных организаций)", - отмечает Наталья Комарова.

Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе депутата, Наталья Комарова полагает, что необходимо законодательно наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению, реализации планов развития нефтяного комплекса, включая их статус и механизм контроля за их исполнением.

Также председатель профильного комитета Госдумы считает, что открытыми остаются вопросы с добычей попутного (нефтяного) газа (в частности, отсутствуют законодательно установленные критерии эффективности его использования на участках недр с учетом их геологических и географических особенностей); торговлей нефтяным сырьем и нефтепродуктами (например, специфические вопросы создания их запасов для оказания влияния на ценовую конъюнктуру); подключением НПЗ к системе магистральных трубопроводов; проблемой поставок нефтепродуктов социально-значимым категориям потребителей; и другие.

По мнению Комаровой, в международной практике следует обратить внимание на опыт Канады, чей нефтяной комплекс наиболее схож с российским по географическим (значительная удаленность от основных потребителей, разветвленная сеть трубопроводов) и геологическим (значительное число месторождений) признакам. "В стране действует два основных закона, регламентирующих деятельность нефтяного комплекса – Закон Канады об углеводородных ресурсах и Закон Канады о деятельности в сфере нефти и газа. Первым Законом регулируются вопросы лицензирования, охраны окружающей среды, взаиморасчеты государства и недропользователей, а второй Закон направлен на регулирование деятельности организаций нефтяного комплекса непосредственно при осуществлении ими добычи и транспортировки нефтяного сырья и газа.

У нас в отношении газа реализован аналогичный подход – действует закон "О недрах" и Федеральный закон "О газоснабжении", в котором определены экономические и технологические основы правоотношений в указанной сфере; методы государственного регулирования; статус организации – собственника единой системы газоснабжения и основы отношений субъектов отрасли с указанной организацией, другие, не менее значимые, вопросы. Оба закона, не противореча друг другу, работают в своей компетенции", - напоминает депутат.

Наталья Комарова сообщила, что принято решение образовать при Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы рабочую группу по мониторингу и управлению запасами углеводородного сырья. Ей поручено подготовить предложения по созданию централизованной, вертикально-интегрированной системы управления запасами полезных ископаемых для максимально эффективного комплексного освоения недр. Кроме того, Правительственной комиссии дано поручение разработать концепцию реструктуризации геологоразведочных организаций различных форм собственности.

Профильным министерствам поставлена задача разработать и представить в первом квартале 2010 года программу комплексного освоения месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края до 2020 года. Ее приоритеты - это повышение экономической эффективности освоения углеводородного потенциала этих регионов, в том числе за счет оптимального использования существующей инфраструктуры. Положения о комплексном освоении месторождений ЯНАО и севера Красноярского края будут включены в проект Генеральной схемы развития нефтяной отрасли Российской Федерации до 2020 года.

Накануне.RU