2005-08-31

Россия. УГМК могут не допустить к участию в аукционе по Удоканскому месторождению

Уральскую горно-металлургическую компанию (УГМК) могут не допустить к аукциону на право разработки первой очереди Удоканского месторождения меди в Читинской области. Все будет зависеть от решения депутатов Государственной думы, которые осенью должны рассмотреть закон о недропользовании.

По мнению экспертов, если законопроект будет принят в том виде, в котором он существует сейчас, УГМК участвовать в аукционе не будет. Одно из положений нормативно-правового акта говорит о том, что в аукционах по месторождениям не имеют права участвовать не только иностранные компании, но и компании с иностранными учредителями. А все акционеры УГМК, исходя из документов, находятся на Кипре. Закон должен быть рассмотрен и принят до конца нынешнего года. А аукцион по Удоканскому месторождению, как уже сообщал «Новый Регион», вновь перенесен на весну 2006 года.

Постоянная смена сроков аукциона происходит уже в течение пяти лет и каждый раз дата переносится на полгода. По мнению представителей медной промышленности, этот вопрос затягивается намеренно, и так будет продолжаться и дальше. Дело в том, российская законодательная база по вопросу национально-сырьевой безопасности далека от идеала, поэтому торги, скорее всего, состоятся не раньше, чем через пять лет. Кроме того, Удокан имеет свои особенности. Месторождение находится в тайге, в зоне вечной мерзлоты. Инфраструктура отсутствует. Поэтому, для освоения Удокана потребуется немало средств – от трех до пяти миллиардов долларов. Такие деньги в разработку месторождения могут и готовы потратить только иностранные компании-претенденты, в том числе две – из США, китайцы и корейцы. Из российских претендентов такие деньги есть только у ГМК «Норильский никель» (НН). У Уралськой горно-металлургической компании капитал составляет лишь около 300 миллионов долларов.

Есть несколько проектов разработки Удокана. Первый вариант – добыча медной руды и ее транспортировка на перерабатывающие мероприятия. Второй – добыча и переработка руды, транспортировка медного концентрата. И третий самый затратный вариант – строительство на Удокане медеплавильного завода, изготовление и отправка уже готовой продукции.

Если даже торги по Удокану состоятся в будущем году и пройдут по условиям нового закона о недропользовании, разработка месторождения начнется через несколько лет или не начнется вообще. Сейчас ни УГМК, ни НН не нужны новые месторождения. Мощности заводов заполнены на 100 процентов, сырьевой базы достаточно. Разговоры о том, что у УГМК истощаются ресурсы, говорят эксперты, это всего лишь способ смягчить сердца продавцов лицензии. Недавно компания вложила немало денег в месторождения Алтайского края. Кроме того, есть еще несколько сырьевых баз, где разработка даже не начиналась. Удокан нужен компаниям для увеличения капитализации, которая с получением лицензии возрастет примерно в два раза. Это очень выгодно, особенно в случае продажи бизнеса.

Стоит отметить, что Удокан является одним из крупнейших в мире и крупнейшим в России месторождением меди, его запасы оцениваются в 20 миллионов тонн руды при среднем содержании меди в руде 1,53 процента. Фактически, это 30 процентов разведанных запасов меди в России.

Новый Регион