2007-05-29

Секретные рудники

Директор ООО «Закарпатполиметаллы» Александр Бабынин о том, как добывают украинское золото

- Кроме нас, золото в Украине никто легально не добывает. Фото Светланы СКРЯБИНОЙКакую технологию вы используете для добычи золота?

— У нас рудное золото, коренное содержится в коренных породах. Чтобы добыть металл из руды, используем метод гравитации — под струей воды тяжелые минералы оседают, легкие уносятся. Так происходит обогащение.

Делит ли ваша компания добытое золото с государством?

— Государство у нас насильно ничего не забирает, но все добытое золото мы продаем государственной сокровищнице. Поставляем нестандартные слитки в виде усеченных конусов массой около 3 кг. Для их выплавки используются специальные формы.

Вы можете продавать металл на сторону?

— Согласно учредительным документам, в первую очередь мы должны предложить золото сокровищнице, но при этом имеем право выставить свои условия — объемы продаваемого золота и его цену. Если ведомство отказывается работать на наших условиях, можем продавать металл кому угодно. Но у нас пока нет опыта продаж на сторону: нам удобно работать с сокровищницей — мы обязательны в поставках, они обязательны в расчетах. И цены, по которым госсокровищница готова покупать наш металл, вполне приемлемы, привязаны к мировым. Сокровищница покупает у нас золото примерно на 1,5 грн (за грамм) дешевле мировых цен. Это расходы на переплавку металла в стандартные слитки.

Сколько золота добывает ваша компания?

— Это закрытая тема. Скажу лишь, что кроме нас в Украине легально золото никто не добывает.

Можно ли добывать золото в Украине в промышленных масштабах?

— Теоретически — можно. В нашей стране немало залежей металла: в Закарпатье есть несколько месторождений, есть запасы в Донбассе (Бобриковское месторождение), в Центральной Украине (на Украинском щите) шесть полуразведанных объектов, но я думаю, месторождений там гораздо больше. Золотые рудники небольшие, их можно эксплуатировать без особого вреда для экологии в отличие, к примеру, от добычи железной руды. Но для промышленной добычи нужны деньги, то есть инвесторы. Пока вопрос привлечения инвесторов решается на уровне Кабмина. Решения о добыче и разведке принимаем не мы, а компания «Украинские полиметаллы» (находится в управлении Минпромполитики. — Прим. Контрактов).

Нужны ли иностранные инвестиции в золотодобычу?

— Инвестиции нужны в целом. А иностранные или наши — все равно как отрасли, так и мне лично. Я никогда не слышал, чтобы кто-то из инвесторов претендовал на золото. Инвестор получает долю прибыли от продажи металла (если она есть) в соответствии с размером пакета акций.

У нашей компании иностранный инвестор — компания Zakar Resourses, которая владеет 6,33% в Закарпатполиметаллах. Сейчас они отказались финансировать проект из-за отсутствия гарантий на будущее. С одной стороны, я их понимаю — не имея контрольного пакета, инвестор (ни украинский, ни иностранный) не будет вкладывать деньги. Но, с другой стороны, разговоры вроде «вы мне пообещайте контрольный пакет акций, тогда буду финансировать» похожи на шантаж.

Сколько ваш инвестор уже вложил в проект?

— Несколько миллионов гривен. Точную цифру назвать не могу, это коммерческая тайна.

Какова рентабельность добычи золота у вашей компании?

— Показатель рентабельности не назову, но он позволят нам жить за собственный счет. На протяжении двух последних лет мы не останавливали производство. Но сейчас простаиваем: нормальные руды закончились, а горные капитальные работы вести не можем из-за отсутствия средств.

Сколько нужно для возобновления производства?

— Для реанимации, выхода на прежний уровень добычи понадобится 6,5 млн грн. Потом мы сможем сами себя окупать, но отдельно нужны средства для горно-капитальных работ. У нас в хранилище осталось довольно много металла в «хвостах». Организовав повторную переработку, этот металл можно будет недорого превратить в товар. Однако для этого надо построить фабрику с новыми технологиями, все равно нужны вложения, хотя и меньшие.

Каковы специфические сложности в этом бизнесе?

— Огромное значение имеет везение. Первоначальная разведка показывает лишь статистическое количество золота в данном объеме горной массы. А доразведка может показать, что там золота или вдвое больше, или меньше, чем ожидалось. Случается, что в объеме горной массы размером с большую комнату содержится полкило золота на тонну, а при разведке этого не видно.

Где вы находите специалистов?

— Воспитываем сами. У нас в стране готовых специалистов не осталось. Первое время у компании были кадровые проблемы — не хватало времени для подготовки знающих людей.

Сколько штатных сотрудников в компании?

— Полгода назад было 400 человек, сейчас производство остановилось — осталось примерно 340.

Были случаи, когда работники выносили с собой золото?

— У нас золото очень мелкое. В руде довольно много глины. Этих золотинок никто никогда не видел. Выносить можно только с фабрики, где происходит обогащение, но у нас столько мер защиты, что воровство практически исключено. Охрана следит, всюду стоят телекамеры — лишнего движения рукой не сделаешь. К тому же все время идет учет баланса, строго контролируется, сколько золота попало в процесс, сколько вышло.

О компании

ООО «Закарпатполиметаллы» основано в 1996 году для разработки Мужиевского месторождения золота в Закарпатье. 93,67% уставного фонда компании принадлежит государственной акционерной компании «Украинские полиметаллы», долю 6,33% в 2003 году купила компания Zakar Resourses (Австралия).

Добыча золота в Украине, кг