2006-09-22

Украина отказывается от Черноморского шельфа

Украина снова медлит с принятием решения по разработке черноморского шельфа. В результате мы можем проиграть всем странам-соседям

На сегодняшний день энергетическая независимость Украины во многом связана с разработкой и освоением глубоководного шельфа Черного моря. В то же время, среди всех стран Черноморского бассейна Украина до последнего времени выглядела наиболее отсталой в темпах развития морской нефтегазодобычи.

Убегающие соседи

Лидером в этой отрасли можно считать Турцию, которая еще в 1995 г. привлекла американские компании Aramco и BP к доразведке глубинных структур в западной и центральной части Черного моря, в результате чего подтвердила наличие 100 млн т нефтяного эквивалента в промышленных запасах структуры Хребет Андрюсова.

Не отстают от Турции Румыния, Болгария и Грузия, которые смогли привлечь к доразведке своего шельфа инвестиции ряда небольших, но достаточно агрессивно настроенных западных нефтекомпаний. В начале 2004 года в разряд продвинутых игроков нового рынка черноморской нефтегазодобычи неожиданно выдвинулась Россия, которая оказала максимальную поддержку нефтекомпаниям «ЮКОС» и TotallFinaElf для начала реализации проекта по освоению месторождений структуры Вал Шацкого.

В тоже время за последний год наша держава значительно приблизилась к самой главной и желанной цели – вступлению в элитный клуб «глубоководных бурильщиков». Был проведен тендер на разработку Прикерченского участка шельфа Черного моря, победителем которого была признана Vanco International Ltd. – дочернее предприятие американской компании Vanco Energy. Однако со сменой правительства сроки заключение СРП с этой компанией начали оттягиваться, а следовательно и разработка шельфа. Кроме того, новое правительство решило подойти к освоению шельфа по иной схеме, значительно отличающейся от прежней. Если приоритетом старой команды было привлечение иностранных компаний, то девиз новой можно охарактеризовать следующим образом - «Мол, ресурсов собственных и так не очень много. Вот и добывать их будем собственными силами». При этом все прекрасно понимают, что ни у государства, ни у отечественных частных инвесторов необходимых средств, да и технологий, для этого нет. В подтверждение этому можно привести ряд примеров - годовой бюджет НАК «Недра Украины» на геологоразведку составляет аж 60 млн. грн, а бурение только одной скважины на глубоководном шельфе может достигать 60 и более миллионов долларов, да и закупить дорогостоящее глубоководное оборудование вряд ли удастся - единственная подводная лодка «Запорожье» без аккумуляторов стоит. Кроме того, ребром встает вопрос о физических возможностях отечественных «шельфовых первопроходцев».

По сути, лишь «Чорноморнафтогаз» занимается разведкой ресурсов и бурением на шельфах Азовского и Черного морей, однако речь идет далеко не о глубинах в 2200 метров, о которые заявляет Vanco, а о прибрежном неглубоководном шельфе -70-80 метров. Мы попробовали разобраться в истинных причинах затягивания разработки глубоководной части шельфа и проанализировать последствия такого развития событий.

Военная подноготная

Изрядную долю риска в проект освоения Прикерченского участка, причем, вне зависимости от того, кто будет на нем работать, привносит немаловажное военно-политическое обстоятельство. Это обстоятельство видно невооруженным глазом при взгляде на две карты – карты территории этого участка шельфа и карты зоны отчуждения расположенного в этом регионе объектов 31-го Испытательного центра (ИЦ) ЧФ РФ (мыс Опук). Зоны отчуждения ракетных и торпедных стрельб расположившегося в Украине военного флота России поразительно совпадают с лицензионной площадью. С 2003 года ракетный участок полигона (испытательная база Старокрымского военного полигона вооруженных сил Украины) не используется из-за громкой и весьма странной катастрофы -- 4 октября 2003 года с учебно-боевой позиции на мысе Опук украинские ПВО осуществили запуск ракеты С-200 российского производства, в результате чего был непреднамеренно сбит российский гражданский самолет Ту-154.

После катастрофы Украина заблокировала работу ракетной испытательной базы полигона, но с 2005 года наша страна была вынуждена возобновить на нем стрельбы. Причина возобновления выглядит очень серьезной, ведь у Украины это единственный ракетный полигон ПВО, и альтернативы ему всего лишь три: первая – усилить кооперацию с НАТО и начать использовать полигоны Альянса; вторая -- усилить кооперацию с Советом Безопасности СНГ (Ташкентским Пактом) и «привязать» украинские ракеты к казахстанскому полигону Эмба; третья – вообще отказаться от ракетных учений.

В любом случае упомянутый 31-ый ИЦ -- единственная боевая площадка базирующегося в Крыму российского Черноморского флота. Российский флот без полигона жить не может. Он автоматически превращается в «красивое необученное украшение». Ведь расположенная на западе от Севастополя зона боевого выхода ЧФ РФ не имеет испытательно-учебной инфраструктуры. Правда, кроме района Феодосии, она есть на российском побережье Кавказа. Но кто может представить себе, как можно отвести под полигон тысячи гектар морской акватории в районе Новороссийска или Туапсе, насыщенного навигацией неповоротливых супертанкеров (с тормозным путем более 10 морских миль)?

Из подобного расклада военно-политических интересов, скопившегося вокруг Прикерченского шельфа, совсем не трудно представить наиболее вероятную судьбу нефтедобычи в этом районе: если зарубежные инвесторы все же найдут здесь «большую нефть», нужно будет свести работу 31-го полигона к минимуму.

В то же время многие эксперты и чиновники расходятся во мнениях относительно влияния местонахождения этого участка на судьбу разработки шельфа. Так, экс-министр Охраны окружающий среды Павел Игнатенко сообщил «k:», что при подготовке конкурса учитывались все факторы, в том числе и внешнеполитические. Даже учитывалась возможность наличия на территории Прикерченской площади мин времен Второй мировой войны. «Я не думаю, что одной из причин сопротивления проекту освоения этой части шельфа может являться прилежание территории к полигону», - сказал он.

Очередной «Кремлевский след»

За правительством Виктора Януковича уже давно закрепился ярлык приверженцев Кремля и лоббиста московских интересов. А как известно, наш сосед является могучей энергетической державой и привык диктовать Украине свои условия, в большей степени не выгодные, спекулируя на энергоносителях, и вряд ли захочет потерять этот рычаг влияния, а тем более уступить нашей стране «право первой ночи» на глубокой воде – имидж не позволяет. Да и запасы нефтяного сырья на украинской части шельфа позволяют надеяться, что наша страна сможет полностью загрузить отечественные НПЗ легкой нефтью. А это значит, что компании с российским капиталам, оккупировавшие отечественную нефтепереработку и розницу будут вынуждены отказаться от поставок нефти и нефтепродуктов из России, тем самым, лишив свое государство возможности подзаработать на импортных пошлинах, которые РФ с завидным постоянством задирает вверх.

Если Украина и далее будет медлить с освоением глубоководной части шельфа, мы может существенно отстать от своих соседей. При этом не следует забывать, что во многом успешность проектов зависит от первенства в этом начинании, поскольку практически все работы по глубоководному бурению ведутся на арендуемых мощностях. Из-за этого за ними просто-напросто выстраивается очередь на годы. Ситуация осложняется инфраструктурой пролива Босфор – мосты мешают кораблям – бурильщикам свободно проходить, в результате чего их приходится разбирать и монтировать на месте. Сейчас сложилась такая ситуация, что на Черном море пока работает одна подобная установка и если кто-то из наших соседей (в первую очередь Россия и Румыния) первыми начнут разработку глубоководного шельфа, Украину могут просто- напросто поставить в очередь, и тогда разработка шельфа снова отложится.