2009-06-18

США. Ученым удалось обнаружить на Марсе каньон, сформированный водой

Астрономам из Колорадского университета (University of Colorado), США, во главе с Гаэтано ди Акилле (Gaetano Di Achille) удалось обнаружить на Марсе каньон, сформированный водой. На снимках, переданных со спутника Mars Reconnaissance Orbiter, видно ложе высохшего озера длиной 50 км. Ученые предполагают, что в древности озеро разливалось на 200 кв. км и достигало в глубину 450 м, сообщает Reuters со ссылкой на публикацию в журнале Geophysical Research Letters.

«Замеченный нами каньон – первое достоверное свидетельство того, что на Марсе существуют ландшафты, сформированные водой. Характер береговой линии, а также геологические данные позволили нам вычислить объем озера, существовавшего на Красной планете около 3,4 млрд лет назад», – рассказывает Гаэтано ди Акилле. Предположительно, озеро испарилось или вымерзло в результате резкой смены климата, превратившей Марс из теплой, влажной планеты в холодную пустыню с разреженной атмосферой.

После того, как марсоход «Феникс» (Phoenix), опустившийся на поверхность планеты в мае прошлого года, нашел в полярной области следы водяного льда, дискуссия о существовании воды на Марсе была закрыта. Однако до сих пор точно не известно, какие ландшафты Красной планеты возникли под влиянием рек, озер и морей, а какие были созданы оползнями и обвалами.

Ряд ученых предполагает, что вода на Марсе могла быть в жидком состоянии, несмотря на низкую температуру. Минеральные вещества, растворенные в воде, могли препятствовать ее замерзанию. Так, профессор Нилтон Ренно (Nilton Renno) из Мичиганского университета (Michigan University), считает, что на Марсе до сих пор могут существовать грунтовые воды благодаря высокому содержанию в почве солей хлорной кислоты (перхлоратов). Эти вещества являются естественными антифризами, способными сохранять воду в жидком состоянии при температуре до −72’C.

«ВОКРУГ СВЕТА»