2007-02-21

Бойко ищет альтернативный газ

Идея добывать газ за рубежом, похоже, стала национальной. Помимо переговоров с «Газпромом» по поводу доступа предприятий Украины к газовым месторождениям в России, Киев пытается договориться о добыче в Туркменистане и Узбекистане.

«В свое время мы получали предложения по добыче нефти и газа в Туркменистане, но они касались месторождений на шельфе, — пояснил министр топлива и энергетики Юрий Бойко. — Но у нас есть своя программа по шельфу Черного моря. Сейчас мы вернемся к рассмотрению этого вопроса. Во-первых, мы получаем газ туркменского происхождения в объеме 38 млрд. кубометров в год — это почти 50% наших потребностей. Во-вторых, существует несколько масштабных инвестиционных проектов наших компаний в Туркменистане».

Действительно, в понедельник НПО им. Фрунзе по заказу «Туркменнефти» ввело в эксплуатацию очередную газокомпрессорную станцию стоимостью $120 млн. на месторождении Котурдепе. Она будет перерабатывать 12 млн. кубометров нефтяного газа в сутки.

Однако эти технологии не имеют ничего общего с разработкой шельфа. Такими технологиями Украина не обладает — именно поэтому для разработки шельфа Черного моря был привлечен иностранный инвестор — Vanco International. Разрабатывать же сухопутные месторождения газа в Туркменистане нерезидентам запрещено законом.

Тем временем по итогам двухдневного визита в Киев премьера Узбекистана, который завершился вчера, Украина объявила о начале переговоров по доступу «Нефтегаза» к добыче газа на территории этой страны. Весь газ, который поступает по трубопроводам из Туркменистана в Украину и идет через Россию, проходит и по территории Узбекистана. Во-вторых, Узбекистан входит в число 10 крупнейших стран мира по запасам и объему добычи природного газа.

После заседания украинско-узбекистанской межправительственной комиссии по сотрудничеству премьер-министры Виктор Янукович и Шавкат Мирзиеев заявили, что готовы договариваться об увеличении поставок узбекистанского газа в Украину, а также возможном допуске украинских компаний к добыче газа в этой стране. Господин Янукович также отметил, что Украина получает из Узбекистана пока не более 2 млрд. кубометров газа, и сказал, что «этот уровень поставок — небольшой для Украины».

Поскольку Узбекистану нужны инвестиции в газовую отрасль, с начала этого года он снизил ставки налога на пользование недрами при добыче газа с 58% до 30%, газового конденсата — с 32% до 20% и нефти — с 35% до 20%.

Однако в борьбе за доступ к новым месторождениям «Нефтегаз Украины» столкнется в Узбекистане с российским «Газпромом», который имеет приоритетное право на закупку узбекистанского газа в 2003-2012 гг., а также на участие в проектах добычи. По мнению директора Института экономических исследований и политических консультаций Игоря Бураковского, это означает одно — Украина может не получить никаких дополнительных объемов газа, поскольку, как и в случае с Туркменистаном, большую часть экспортного газа на много лет вперед намерен законтрактовать «Газпром».

«То, что «Газпром» стремится к монополии на постсоветском пространстве — это факт, но нам нужно пробовать, ведь главная проблема и узбекских, и туркменских месторождений — недостаток инвестиционных ресурсов, которых не хватит ни у этих стран, ни у самого «Газпрома». Для нас прямой доступ к иностранным энергоресурсам должен стать частью национальной стратегии», — убежден господин Бураковский.