2010-12-07

Великобритания. Звание крупнейшего вулкана Солнечной системы оспорено

Звание крупнейшего вулкана Солнечной системы удерживает марсианская вершина Олимп, чья площадь сопоставима с территорией Томской области (ок. 300 тыс. кв. км).

Но вскоре, похоже, книгу рекордов придётся переписывать, ибо группа геологов предположила, что Олимп наряду с соседними потухшими коллегами (Арсия, гора Павлина и гора Аскрийская) не является самостоятельным вулканом, а входит в состав более обширного вулканического образования, простирающегося на 7 тыс. км. Иными словами, почётное среди марсиан звание следует отдать плато под названием Провинция Фарсида.

Сотрудники Открытого университета (Великобритания) Андреа Борджиа и Джон Мюррей вместе с коллегами и математической моделью обнаружили, что Фарсида имеет схожие характеристики с одним из наиболее изученных и самых активных земных вулканов — сицилийской Этной.

Геологи называют Этну расширяющимся вулканом. Вулканы такого типа возникают в местах залегания относительно слабых пород. Их можно сравнить с кучкой сахара на столе. Обычно она, сахарная горка, со временем не изменяется, но если «белую смерть» насыпать на слой мёда, кучка растечётся по краям и просядет в центре.

Этна имеет так называемые паразитические конусы, которые образуются, когда лава выходит не из центрального отверстия, а из других разломов. Марсианский Олимп и его соседи могли образоваться тем же образом.

На доказательство гипотезы уйдёт немало времени и средств. Необходимо, чтобы Провинцию Фарсида всё-таки изучили — либо роботы, либо люди. Пока же ни один из марсоходов туда не добрался. И ни один из запланированных аппаратов НАСА на плато не собирается.

Результаты исследования опубликованы в издании Geological Society of America Special Paper.

Компьюлента