2005-09-07

В Госдуме РФ разработан новый вариант законопроекта «О недрах». Что недоработало Правительство РФ?

Председатель Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам и природопользованию Наталья Комарова направила официальному представителю Правительства РФ в Госдуме и в Министерство природных ресурсов РФ новый вариант проекта федерального закона «О недрах». Такое решение приняла рабочая группа по законопроекту.

Как сообщает наш собственный корреспондент, новый вариант подготовлен на основе проекта, внесенного Правительством РФ, с учетом замечаний и предложений субъектов РФ.

По мнению членов рабочей группы, правительственный вариант законопроекта, несмотря на отдельные положительные стороны и элементы «в целом не позволяет обеспечить качественное функционирование системы государственного управления отношениями недропользования, лишен публичной ориентированности, не направлен на решение задач по комплексному, эффективному и рациональному использованию и воспроизводству ресурсов недр, их охране».

Что недоработало Правительство РФ

В аналитической записке, подготовленной членами рабочей группы, к концептуальным недостаткам правительственной версии законопроекта отнесены следующие позиции:

Во-первых, не определены задачи государства как собственника недр, не установлен механизм реализации публичных функций государства, в том числе по воспроизводству минерально-сырьевой базы, оптимальным объемам извлечения полезных ископаемых, охране недр.

Во-вторых, предлагаемый механизм администрирования отношений недропользования переносит принятие фактически всего объема управленческих решений на федеральный уровень. Органы исполнительной власти субъектов РФ лишаются возможности участвовать в определении судьбы месторождений, условий пользования недрами и т.д., что негативным образом отразится на воспроизводстве минерально-сырьевой базы и охране недр.

В третьих, переход с административно - правового на гражданско-правовое регулирование отношений недропользования законодательно и организационно не обеспечен: предлагаемый алгоритм заключения и исполнения договоров внутренне противоречив, четко не регламентирован, что обуславливает высокую коррупционность предлагаемого механизма.

В четвертых, отказ от конкурсов на пользование недрами и замена их в полном объеме аукционами на права пользования участками недр приведет к монополизации добывающих отраслей промышленности, не будет способствовать применению сложных, высокозатратных технологий при освоении объектов, требующих применение нерядовых технологий

В пятых, отсутствие работающих механизмов, которые способствовали бы вложению негосударственных средств в геологическое изучение недр, стимулировали бы воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В шестых, разработчиками законопроекта фактически игнорируется вероятностный характер объектов недропользования присущий им ввиду их естественного, природного происхождения. Таким образом, в законопроекте не заложены основы для применения в дальнейшем дифференциации налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от горно-геологических особенностей месторождения, степени его выработанности и т.д.

Все эти факторы, считают члены рабочей группы, указывают на необходимость существенной доработки проекта федерального закона «О недрах» до вынесения его на первое чтение в Государственную Думу РФ.

Пять принципов нового варианта

Изменения и дополнения в доработанной редакции проекта федерального закона «О недрах» сводятся к пяти основным принципам:

Первый.

Более четко определены задачи государства как собственника недр в сфере воспроизводства и комплексного эффективного использования минерально-сырьевой базы, предложены принципы реализации публичных функций государства.

Второй.

Значительно повышена роль органов исполнительной власти субъектов РФ при регулировании отношений недропользования. Так, к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ отнесено не только регулирования вопросов предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, но и основных видов минерального сырья.

Третий.

Сохранена система лицензирования пользования недрами. Однако, в отличие от существующей практики, лицензия будет иметь учетно-удостоверительный характер, а условия пользования недрами будут устанавливаться в лицензионном соглашении (договоре). Законом установлены особенности этого договора, порядок его заключения, исполнения и расторжения. Определено, что разногласия между органами исполнительной власти и пользователем недр будут разрешаться специализированным экспертным органом - горно-геологической экспертизой.

Четвертый.

Помимо аукционной системы предоставления права пользования участками недр устанавливается возможность для применения конкурсной и смешанной конкурсно-аукционной системы. Предлагаются критерии для определения того или иного механизма предоставления права пользования участками недр в зависимости от горно-геологических характеристик участка недр, степени его изученности, планируемых технологиях извлечения полезного ископаемого.

Пятый.

Заложены основы для применения дифференциации налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от горно-геологических и рентных особенностей каждого конкретного месторождения.

Полномочия субъектов РФ

В варианте, предлагаемом рабочей группой, детально прописаны полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере недропользования. К ним исключительной компетенции регионов отнесены следующие полномочия:

принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах;

разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;

владение, пользование и распоряжение геологической и иной информацией о недрах, находящейся в собственности субъектов РФ;

ведение региональных фондов геологической и иной информации о недрах;

ведение территориального баланса запасов общераспространенных полезных ископаемых, кадастра месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и кадастра участков недр местного значения;

владение, пользование и распоряжение участками недр местного значения;

установление порядка государственного контроля за рациональным использованием и охраной недр на участках недр местного значения.

Рабочей группой сформулированы также объемы полномочий, осуществляемых регионами совместно с федеральным центром. Это, в частности, «владение, пользование и распоряжение с участием Российской Федерации участками недр, за исключением участков недр, находящихся во владении, пользовании и распоряжении исключительно Российской Федерации или субъектов РФ»; участие в определении совместно с Российской Федерацией региональных перечней общераспространенных полезных ископаемых и перечней участков недр местного значения; участие в осуществлении государственного контроля на территориальном уровне за рациональным использованием и охраной недр в соответствии с установленным порядком.

Естественно, возникает вопрос, по каким критериям будут устанавливаться участки недр местного значения. В законопроекте эти критерии прописаны детально. К участкам недр местного значения, могут быть отнесены «участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, а также иные полезные ископаемые, которые по своему количеству или качеству позволяют использовать их преимущественно для нужд местной промышленности и внутренних потребностей субъекта Российской Федерации, а также участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, для нужд субъекта РФ».

Перечень полезных ископаемых, которые могут быть отнесены к общераспространенным для территории соответствующего субъекта РФ, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ.

Кроме того, к участкам недр местного значения могут быть отнесены участки недр, включающие месторождения со следующими характеристиками: нефти и газоконденсата с извлекаемыми запасами до 5 млн. т; природного газа с запасами до 250 млрд. куб. м.; каменного угля с запасами до 10 млн. т; железных руд с запасами до 100 млн. т. Всего в законопроекте прописано 20 видов полезных ископаемых, запасы которых позволяют отнести их на местный уровень.

Поправки – к первому чтению

В документах рабочей группы подчеркивается, что новый вариант проекта федерального закона «О недрах» подготовлен на базе законопроекта, внесенного в Госдуму Правительством РФ. Однако при подготовке обновленной редакции были учтены замечания и предложения органов исполнительной власти субъектов РФ, рекомендации Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Совета Федерации, рекомендаций парламентских слушаний в Государственной Думе РФ и общественных слушаний в Торгово-промышленной палате.

Комментируя ситуацию, Наталья Комарова отметила, что новый вариант законопроекта «О недрах» - это рабочий документ, основанный на материалах, официально поступивших в Госдуму, и что он не совпадает с вариантом, внесенным Правительством. Но и этот документ, по словам Комаровой, не является окончательным. Продолжается работа с Правительством по его согласованию. Как пояснила председатель профильного комитета, времени на внесение большого количества поступивших предложений и замечаний мало - с учетом того, что принятие закона «О недрах» запланировано на эту осеннюю сессию. Поэтому рабочая группа по законопроекту хотела бы внести необходимые коррективы уже на стадии подготовки к первому чтению.