2005-08-12

США. Ученые выяснили, каких вулканов следует бояться

Извержения вулканов в разной степени вляют на климат, если происходят на различных широтах, считают в Годдардовском центре NASA. Ученые использовали компьютерную модель, чтобы сравнить возможные катаклизмы на Аляске и в тропиках. Выяснилось, что извержение вблизи экватора имеет больше шансов стать причиной серьезных климатических изменений.

Известно, что вулканы вбрасывают в атмосферу большое количество сернистых газов и пепла, который затрудняет доступ солнечных лучей к поверхности планеты. Но из нижнего слоя - тропосферы - примеси быстро вымываются дождями, так что по-настоящему важно только то, что происходит выше - в стратосфере.

Геофизики установили, что воздушные течения в ней способны равномерно распределить пепел над Землей, только если вулкан расположен в достаточно низких широтах. В противном случае пепел останется взвешенным между тридцатой параллелью и полюсом и не сможет в достаточной степени "охладить" планету.

Ученые полагают, что их выводы помогут разным государствам подготовиться к особенно мощному извержению, если оно все-таки произойдет. Само событие невозможно предсказать заранее, но во многих работах его, как и столкновение Земли с астероидом, называют одной из самых серьезных угроз для цивилизации, а некоторые ученые связывают со сверхизвержением гибель динозавров.

Обозреватель