2015-06-17

Снижение ренты на добычу газа и нефти до 35% не повлияет на снижение тарифов

Между тарифами на газ и рентной ставкой на добычу нефти и газа не существует прямой зависимости, поскольку энергоносители должны продаваться по рыночной цене. Об этом сообщил директор НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

По его словам, величина ренты влияет лишь на перераспределение доходов от продажи сырья в пользу государства или добывающих компаний.
При этом эксперт обратил внимание на другие серьезные проблемы в сфере недропользования, которые возникли из-за неэффективных действий правительства.

«Что меня поражает в нынешней власти, так это то, сколь самоотверженно она борется с ею же созданными проблемами. Ведь достаточно было до повышения ренты на добычу полезных ископаемых поинтересоваться у отраслевых экспертов, к каким последствиям приведёт такой шаг. А они уже есть и достаточно серьёзные — никто из инвесторов не хочет иметь дело с правительством, изменяющим правила игры на рынке, как ему хочется и когда ему хочется», подчеркнул эксперт.

Отметим, Министерство энергетики и угольной промышленности Украины инициирует снижение ставки ренты для нефте- и газодобывающих компаний до 35%.

В то же время, как прогнозирует руководитель «Публичного аудита» Максим Гольдарб, уменьшение ставки в сочетании с увеличением добычи позволит увеличить доход добывающих компаний. К снижению тарифа на природный газ новая рентная ставка не приведет.

Кроме того, по словам М. Гольдарба, за счет ренты Кабмин и в дальнейшем будет финансировать субсидии для населения.
«Рента взимается с закупочной цены, которую получает добывающее предприятие. Поскольку Украина обязалась перед МВФ за два года повысить по крайней мере до $150 цену, уплачиваемую дочерним газодобывающим компаниям НАК «Нефтегаз Украины».

На сегодня она составляет 1590 грн (около 70$) соответственно, при повышение и сохранение текущего курса НАК «Нефтегаз» будет покупать у «Укргаздобычи» газ по цене около 3100 грн. На сегодня, при ренте в 70% госбюджет с 1590 грн закупочной цены получает около 1000 грн, предприятие («Укргаздобыча») — 477 грн.

Если закупочную цену повысят до 3100 грн, а ренту уменьшат до 35%, бюджет как получал так и будет получать чуть более 1000 грн, а предприятие 2000 грн. Таким образом уменьшение рентной ставки пропорционально увеличит  доход предприятия. В идеале эти деньги должны быть направлены на инвестпроекты по развитию добычи. На практике — их могут просто списать на административные расходы, как это часто происходит в государственных компаниях.

Для потребителей снижение ренты не приведет к снижению тарифа, а вот повышение закупочной цены может повлечь удорожание тарифа», — поясняет ситуацию еще один эксперт «Публичного аудита» Андрей Вигиринский.