2008-10-16

Россия. Ученые: На Марсе лед есть не только на полюсах

Вечная мерзлота находится не только в приполярных районах Марса, но и в средних широтах планеты, между 60-м и 40-м градусом широты обоих полушарий, что в северном полушарии Земли соответствует полосе между Петербургом и Баку, сообщается в статье, опубликованной в российском научном издании "Письма в Астрономический журнал".

Эти данные были получены с помощью российского прибора HEND и лазерного альтиметра MOLA, установленных на межпланетных орбитальных зондах, говорится в статье.

"Мы сдвинули границу присутствия водяного льда на Марсе неглубоко под поверхностью с 60-го градуса до 40-го градуса. На экваторе водяного льда нет, там уже везде слишком тепло. Пояс 60-40 градусов - это переходная область, где в некоторых местах лед есть, а в некоторых нет", - сказал ведущий автор исследования Игорь Митрофанов из Института космических исследований РАН.

Еще в 2002 году российский прибор HEND (от английского "high energy neutron detector"), достигший околомарсианской орбиты на борту американской станции "Марс-Одиссей", обнаружил, что под тонким слоем песка в полярных районах находится толстый слой водяного льда, хотя ранее считалось, что лед находится лишь в полярных ледяных шапках.

"Данные, полученные нами, показали, что под поверхностью Марса на глубине порядка одного метра имеются огромные залежи водяного льда", - сказал собеседник агентства.

Прибор HEND был изготовлен в Институте космических исследований в 1998-2001 году на средства Роскосмоса. В феврале 2002 года "Марс-Одиссей" с прибором на борту вышел на круговую околомарсианскую орбиту.

HEND регистрирует нейтроны, "вылетающие" с поверхности планеты. Для каждого участка поверхности Марса он может определить поток нейтронов в разных энергетических диапазонах.

"У Марса очень тонкая атмосфера, которую легко "протыкают" космические лучи - заряженные частицы высоких энергий. Они попадают в верхний слой поверхности, на глубину около двух метров, где выбивают вторичные нейтроны. Часть из них уходит с поверхности в открытый космос, где их регистрирует наш прибор", - сказал Митрофанов.

Подробности.ua