2006-09-21

Роковой горизонт

В Донецкой области объявлен двухдневный траур. Донбасс в который раз провожает в последний путь людей, заплативших жизнью за главный капитал и гордость нашего края — уголь. Трагедия на шахте имени Засядько подтвердила — в Донбассе нет безопасных шахт. Самые богатые предприятия, оборудованные самой современной системой безопасности, все равно не могут гарантировать сохранения жизни спускающимся каждое утро в забой горнякам.

В ночь с 20 на 21 сентября члены экспертной комиссии спустятся под землю в поисках окончательной и единственно верной версии произошедшего. По мнению экспертов, предварительные данные оправдаются — причиной смерти 13-ти шахтеров стал внезапный выброс метана на глубине 1078 метров. Самому молодому из погибших было 32 года. Самому старшему ровно на двадцать больше — 52.

Задействовать индивидуальные защитные комплекты горняки не успели — выброс газа произошел мгновенно и бесшумно. Сам метан не имеет ни цвета, ни запаха, поэтому шахтеры даже не успели заметить, что дышат уже не воздухом. Позднее прокурор области Алексей Баганец высказал предварительную оценку правоохранительных органов: шахтеры задохнулись.

Но современная электроника на угрозу отреагировала: подача электроэнергии была остановлена и сработала аварийная защита. Только благодаря этому, по словам возглавляющего правительственную комиссию вице-премьера по ТЭК Андрея Клюева, удалось избежать большего количества погибших. Система безопасности предотвратила почти неизбежные последствия выброса метана — пожар и подземный взрыв. Поэтому то, что случилось 20 сентября на шахте имени Засядько, правильнее было бы назвать «стихийным бедствием», а не привычным словом «авария». Оборудование не подвело и не вышло из строя… Но спасти всех все равно не удалось. В Донецке появилось еще тринадцать домов, куда не вернутся отцы, мужья и сыновья.

Богатые угольные месторождения принесли Донбассу славу и богатство. И одновременно стали его проклятием. Самые ценные коксующиеся угли, используемые в металлургической промышленности, залегают на больших глубинах, и неизменным спутником угольных пластов являются скопления метана. В Донецкой области более тридцати сверхглубоких шахт, где постоянно нужно откачивать с огромной глубины взрывоопасную газовую смесь. Средняя глубина разработки угля уже достигла 700 метров. Специалисты уверяют, что столь сложных геологических условий нет ни в одной стране мира. Причем откачивать газовую смесь приходится круглые сутки, чтобы не допустить опасной концентрации метана. В самом Донецке работают 15 угольных предприятий.

Но даже постоянное откачивание газа не дает полной уверенности в безопасности подземных работ. Всегда остается место роковым случайностям: неожиданный выброс метана, нечаянная искра… От этого не могут защитить самые современные системы безопасности и финансовая стабильность предприятия, позволяющая не экономить на средствах защиты.

Шахта имени Засядько, по определению мэра Донецка Александра Лукьянченко, является «флагманом в угольной промышленности города». Руководство предприятия может позволить себе внедрять новейшие разработки, причем не только в системах безопасности. В текущем году на той же шахте в торжественной обстановке и в присутствии Президента Украины был открыт самый крупный в мире энергоблок, использующий шахтный метан в качестве основного вида топлива. Тогда руководители шахты пытались убедить страну в том, что покорили стихию и поставили на службу человеку «мирный метан». Точно также до Хиросимы, Нагасаки и Чернобыля люди верили в «мирный атом».

Напомним, трагедия произошла около 5.10 утра. В 6.20 в Главное управление МЧС в Донецкой области поступило сообщение о выбросе метана на глубине 1078 метров. На тот момент в шахте находились 400 человек. Непосредственно в зоне стихийного бедствия — 19 горняков.

Позже, по словам Клюева, облако метана устремилось на поверхность. На пути исходящей струи оказались еще несколько десятков шахтеров. В результате 13 человек погибли, 62 пострадали, получив отравления рудничным газом. По словам медиков, из этих 62 пострадавших между жизнью и смертью находятся 9 человек, которые госпитализированы в Донецкую областную больницу имени Калинина. Двое шахтеров находятся в отделении нейрореанимации, остальные — в общей реанимации. Их состояние оценивается врачами как «нестабильное». Остальные 51 пострадавшие госпитализированы в Донецкую областную больницу профзаболеваний. Оперативные службы отреагировали достаточно быстро — пострадавшие попали в руки врачей через два с небольшим часа после аварии. Еще 172 горняка выбрались на поверхность без помощи спасателей. Остальных эвакуировали. На месте трагедии работали оперативная бригада МЧС и 56 горноспасательных подразделений из Донецкой и Луганской областей.

Пока правительственные чиновники, призванные внести ясность в произошедшее, претензий к действиям сотрудников самой шахты и задействованных в ликвидации выброса метана оперативников не высказывали. Даже страшное слово «реверс» прозвучало только в вопросах журналистов. Напомним, 7 июля 2002 года дежурный диспетчер на шахте «Украина» (ГХК «Селидовуголь»), узнав о подземном возгорании, переключил вентиляторы главного проветривания на реверс и направил струю метана назад под землю, где находились 35 горняков. Не выжил никто. Как установили позже, все самоспасатели у шахтеров были исправны. Ими просто не успели воспользоваться. На Засядько система безопасности предотвратила пожар, поэтому делать страшный выбор меньшим и большим злом диспетчеру не пришлось.

Тем не менее, прокуратура, как и положено в таких случаях, возбудила уголовное дело по ст. 272 Уголовного Кодекса «Нарушение правил безопасности во время выполнения работ с повышенной опасностью». 21 сентября в Донецк прибудет Генеральный прокурор Украина Александр Медведько, чтобы лично проконтролировать ход расследования событий на шахте имени Засядько. Если кого-то признают виновным в трагедии, то этому должностному лицу грозит восемь лет тюрьмы.

Уголь, который добывают в Донбассе, можно смело назвать «кровавым». За восемь месяцев 2006 года на украинских шахтах погибли 108 шахтеров.

На шахте Засядько, при высоких требованиях к безопасности, это не первая авария. В новом тысячелетии здесь произошло несколько подземных взрывов. 19 августа 2001 года число жертв подземного взрыва на шахте имени Засядько составило 54 человек. 45 шахтеров погибли во время аварии, 10 умерли в больнице. 33 горняка стали инвалидами.

Почти через год, 31 июля 2002 года на том же роковом горизонте 1078 метров при проведении взрывных работ произошел еще один взрыв метана. В зоне взрыва находился 21 горняк. Только один остался в живых. Но тогда от разработки горизонта не отказались. 25 марта 2005 года в результате обвала породы погиб 34-летний комбайнер. Пятеро его товарищей спаслись.

На других, не менее стабильных и финансово благополучных шахтах, тоже не обходилось без трагедий. На протяжении 2003-2005 годов на шахте «Краснолиманская» произошло четыре аварии. Всего погибли 38 шахтеров.

14 февраля 2002г. на угольной шахте «Красноармейская-Западная» на глубине 590 метров произошел взрыв метана. В результате происшествия 4 шахтера погибли, и один человек получил тяжелые травмы. В декабре 2005 года там же произошел еще один подземный взрыв. Один человек погиб, семеро получили ожоги различной степени тяжести.

Крупнейшая за всю историю независимой Украины авария произошла в марте 2000 года на шахте имени Баракова в Луганской области. При взрыве метана и угольной пыли там погибли 80 горняков.

Соболезнования родственникам и близким горняков шахты им. Засядько уже успели выразить премьер-министр Виктор Янукович, губернатор Донецкой области Владимир Логвиненко и глава областного совета Анатолий Близнюк, представители политических партий. Но один из отечественных политиков решил вместо того, чтобы сочувствовать, поглумиься над погибшими шахтерами. Нардеп-нашеукраинец Михаил Поживанов заявил, что «трагедия на шахте - это Божья кара Донецкой области за поддержку не той политической силы. …Это - Божья кара власти, которая делает что-то не так, ведь установки и техническая безопасность шахты одна из самых лучших в мире. Технического объяснения случившегося нет, поэтому это – ни что иное, как кара Партии Регионов за их политически-аморальные действия».

Реакция на подобные заявления последовала незамедлительно. «Не гневите Бога, и не накликайте беду. Человек, который заявил подобное - отморозил на Майдане не только ноги, но и голову, гениталии, и все остальное», — прокомментировал слова Поживанова нардеп-регионал Ярослав Сухой. Даже никогда принципиально не соглашающиеся с регионалами депутаты БЮТ поддержали донецких коллег. «Я бы посоветовал не злорадствовать и не богохульствовать», - одернул Поживанова Дмитрий Выдрин из БЮТ. Радует хотя бы то, что злорадствующий НСНУшник Поживанов оказался в одиночестве. Огорчает, что в нашем парламенте попадаются люди, не считающие аморальным радоваться чужой беде.

P.S. Такие трагедии не проходят бесследно. Эти события врезаются в память навечно. Самое обидное, что винить в случившемся некого. Если предварительные выводы комиссии подтвердятся, окажется, что все действовали правильно, но все равно не уберегли 13 шахтерских жизней. Просто потому, что богатые, но враждебные человеку недра Донбасса не отдают свои сокровища просто так.

Погибших шахтеров похоронят в пятницу, 22 сентября. Семьям погибших выплатят компенсацию на общую сумму в 3 млн. грн. Но на место погибших придут другие, и тоже спустятся на роковой горизонт 1078 метров…