2006-09-21

Везде будет Донбасс!

Одним из основных национальных интересов государства является достижение максимального уровня собственной энергонезависимости. Но, как показали сложнейшие газовые переговоры в начале 2006 года, Киев вряд ли может похвастать достижениями на этом поприще. За счет собственной добычи Украина обеспечивает себя лишь на 24-25% газом и на 12% нефтью. По данным Госкомстата, ежегодно в Украине добывается 3,1 млн. тонн нефти (вместе с газовым конденсатом – 4,4 млн. тонн), а потребляется в 6 раз больше. После достижения в 1970-х годах максимальных объемов добычи газа (68,3 млрд. куб. м) и нефти с газовым конденсатом (14,5 млн. тонн) происходило постепенное их уменьшение со средними годовыми темпами 3,3-3,7%. Если в 1990-х  соотношение заграничной и своей нефти было 60:40, а в 2005-м — уже 85:15. Всего в 2005 году было импортировано нефти и газа на $3 млрд.

В такой ситуации необходимо помимо диверсификации поставок энергоносителей из-за рубежа, рассмотреть варианты увеличения собственной добычи нефти и газа. Логичным шагом правительства должна была бы стать разработка комплексной программы нефтегазодобычи, в которой основной акцент был бы поставлен на привлечение внутренних и зарубежных инвестиций в разработку новых месторождений. Такая стратегия могла бы преодолеть четыре основные проблемы, которые сегодня сдерживают рост добычи собственных энергоресурсов в Украине.

Интересно, что такое положение присутствовало в проекте коалиционного соглашения «Нашей Украины», БЮТ и СПУ и активно обсуждалось во время переговорного процесса вокруг «помаранчевой» коалиции. Сейчас же в ходе консультаций между Антикризисной коалицией и «Нашей Украиной» вопрос недропользования опять встал на повестке дня. Однако, судя по информации из кулуаров переговоров, увеличивается вероятность того, что вопросом рационального использования недр, среди всего прочего, в который раз могут пожертвовать из-за давления «донецких». В этом контексте стоит рассмотреть главные проблемы, которые «делают погоду» в сфере добычи отечественных энергоносителей.

Проблема №1. Недостаток госфинансирования разработки месторождений

В рамках Энергетической стратегии Украины до 2030 года поставлена задача увеличить объемы поисково-разведочного бурения в 6 раз по сравнению с показателями 2005-го. Планы, безусловно, наполеоновские, но на практике пока не подтверждаются. Госкомприродресурсов Украины как главный распорядитель госбюджетных средств на проведение геологоразведочных работ, которым он являлся до конца 2005-го, ежегодно уменьшал выделение средств для НАК "Нафтогаз Украины" на проведение указанных работ. В 2003 году компании выделены 35,1 млн. грн., в 2004-ом – 18,0 млн. грн., а в 2005 г. уже 10,0 млн. грн. И это при том, что стоимость оборудования для бурения только одной скважины на суше стоит около $6-7 млн., а обслуживание морской скважины обойдется добытчику в примерно в 10 раз дороже. 

Расчеты свидетельствуют, что для достижения указанных в Энергетической стратегии объемов добычи, в период 2005-2010 нужно ежегодно осуществлять капитальные вложения в добычу газа в объеме 2,1-2,3 млрд. грн. Однако, при условиях сохранения имеющейся цены на газ, действующих ставок налогообложения и обязательных платежей в бюджет, стоит ожидать постепенного уменьшения объемов добычи природного газа с 19,15 млрд. кубометров в 2005-ом до 16,95 млрд. кубометров в 2010 года. Причина в низкой рентабельности добычи газа и, как следствие, в отсутствии источников финансирования любых программ по наращиванию добычи.

Вместе с тем новое правительство, в частности, министры топлива и энергетики Юрий Бойко и охраны окружающей природной среды Василий Джарты уверены в реальности увеличения разработки полезных ископаемых посредством выдачи лицензий исключительно тем компаниям, которые поставляют энергоресурсы населению (то есть НАК «Нафтогаз Украины» и ее дочерним компаниям). Помнится, совсем недавно резкую критику экспертов вызвало заявление Бойко о том, что разработка месторождений на шельфе, скорее всего, будет проводиться госкомпаниями за счет привлечения кредитных средств. По прогнозам министра, на ближайшие два года необходимо привлечь кредитов на сумму около $500-800 млн. И это притом, что суммарные государственные капиталовложения в добычу энергоресурсов в 2005 едва составили 300 млн. грн., часть из которых направлялась в зарубежные инвестпроекты. Да и о каких инвестициях может идти речь, если компании, продающие газ населению, обречены работать на грани рентабельности, едва покрывая себестоимость. Для правительства, которое якобы декларирует экономический прагматизм, подобные проявления «государственного капитализма» выглядят не совсем уместными.

Проблема №2. Долги льготников-потребителей

Одной из главных причин, которая мешает государственным компаниям наладить масштабные работы по нефтегазодобыче, является задолженность потребителей за использованный природный газ. Сегодня общая задолженность потребителей перед НАК «Нафтогаз Украины» составляет 5,5 млрд. гривен. Текущие показатели расчета населения за потребленный газ составляет едва 80%.

Из-за этого некоторые компании с частью государственного капитала фактически свертывают программы по наращиванию объемов добычи газа. В частности, ОАО "Укрнафта" практически не проводит геологоразведочных работ по газу, но в то же время на компанию приходится 3/4 суммарной добычи нефти и газового конденсата в стране.

Проблема №3. Технологическая отсталость госкомпаний-добытчиков

С первыми двумя причинами тесно связана и третья – технологическая отсталость украинских предприятий. Если нефть залегает на глубине свыше 6000 м., украинские компании просто не в состоянии ее достать – оборудование не позволяет. Поэтому новые нефтегазоносные территории на глубоководном шельфе (где только глубина моря достигает 2000 м.) для украинских госкомпаний практически недоступны. По словам главы Государственной геологической службы Дмитрия Гурского, в технологическом плане мы отстали от передовых нефтедобывающих стран на 20-30 лет. При этом освоенность потенциальных ресурсов на украинских акваториях не превышает 4%, что просто обязывает государство наращивать объемы геологоразведочных работ по нефти и газу в этом регионе.

Проблема №4. Неумение договориться с иностранным инвестором

Несмотря на вышеупомянутые проблемы, украинские недра уже несколько лет пользуются умеренным вниманием зарубежных нефтяных компаний. Так, в 2000 году компании Shell и «Пектен» получили лицензии на разработку месторождений Черноморского шельфа. Ранее искала нефть в украинских недрах и British Petroleum, но позже компания сосредоточилась на более перспективной работе в России. Немногие иностранные компании решаются инвестировать капитал в разработку новых месторождений в Украине. Ведь проще вложить деньги в уже разработанные месторождения на Аравийском полуострове, в Азии (как это делает «Нафтогаз»), у побережья Венесуэлы или на Каспии, чем разрабатывать потенциально прибыльные, но не разведанные участки в Украине.

И конечно, серьезно по инвестиционной привлекательности украинской нефтегазовой отрасли бьют скандалы между государством и крупными иностранными компаниями по добыче энергоресурсов. Так, одним из наиболее крупных скандалов последних двух лет, который до сих пор «тлеет» в судебных инстанциях и кабинетах исполнительной власти, является конфликт с концерном «Регал Петролиум». Это один из крупнейших британских концернов, специализирующихся на разведке и разработке нефтегазовых месторождений в Восточной Европе, акции которого котируются на Лондонской фондовой бирже. В августе 1999 г. компания «Регал Петролиум» создала СП с компанией «Черниговнефтегазгеология» (дочернее предприятие НАК «Надра Украины») для разработки трех газовых месторождений в Полтавской области.

Согласно договору о совместной деятельности «Регал Петролеум» в течение последующих 5 лет инвестировал в месторождения более $30 млн. В то же время, «Черниговнефтегазгеология» перестала выполнять условия договора, что впоследствии подтвердил Верховный суд, передав физические активы СП компании «Регал Петролиум». Но в ходе затяжных судебных тяжб по смежным вопросам госпредприятие добилось приостановления действия лицензий, выданных «Регал Петролиум», что привело к остановке добычи газа и прямым убыткам компании. Многочисленные обращения к членам предыдущего правительства с просьбой разобраться в ситуации не дали никаких результатов, при этом членов Кабмина даже не слишком смутило, что приостановление проекта привело к миллионным потерям госбюджета. Более того, в связи с остановкой добычи газа на имеющихся скважинах под угрозой оказался и новый перспективный проект по инвестированию «Регал Петролиум» $250 млн. в освоение нефтегазовых месторождений в Прикарпатском регионе, на Донбассе и Черноморском шельфе (хотя относительно этого проекта уже подписан договор о намерениях).

Еще один крупный международный нефтегазовый скандал разгорается в соседней – Харьковской области. Этот скандал может существенно испортить экономические взаимоотношения Украины с Польшей и обойтись нефтегазовой отрасли Украины в $50 млн. иностранных инвестиций. Объектом международных прений стало Сахалинское нефтегазоконденсатное месторождение (разведанные запасы: 15 млрд. куб. м. природного газа,  1,7 млн. тонн нефти).

Право на его разработку принадлежит другому дочернему предприятию НАК «Надра Украины» – «Полтавнефтегазгеология». Но по договорам о совместной деятельности на месторождении ведут работы несколько инвесторов, крупнейшее из которых – единственное украино-польское СП по добыче углеводородов ЗАО «Девон», основным акционером которого является «Польское Гурництво Нефтяное и Газовництво С.А.» (крупнейший поставщик газа на внутреннем рынке Польши). Начиная с 2000 года «Девон» уже инвестировал 65 млн. грн. в разработку месторождения.

Планировалось, что природный газ собственной добычи будет направлен на обеспечение нужд приграничных областей двух стран. Однако, инвесторы смогли убедиться, что государственные гарантии защиты иностранных инвестиций в Украине вещь весьма относительная, и защищать свои права приходится самостоятельно в судебном порядке. «Девон» несколько лет был вынужден сначала отстаивать совместное с «Полтавнефтегазгеологии» право на проведение работ на месторождении, потом – воевать уже против постоянно меняющегося руководства НАК «Надра Украины» и «Полтавнефтегазгеология». Дело в том, что во время руководства в НАК «Надра Украины» Игоря Романенко, скважины, право на разработку которых принадлежит «Девон», были переданы неким харьковским фирмам (их эксперты связывают с руководством Харьковской области). Попытки продолжить инвестирование тормозятся и нынешним руководством НАК «Надра Украины», которая еще с октября 2005-го рассматривает предложенную украино-польским СП «Программу работ и финансовый план на 2006-2008 годы».

"Ручная" добыча

Уже 3 августа в Верховном совете был зарегистрирован законопроект социалистов Рудьковского и Полякова, регионала Рудника и пепеушника Майко «О внесении изменений в Закон Украины «О хозяйственных обществах" (об особенностях управления акционерными обществами нефтегазового комплекса)» (№1245). Он предусматривает снижение с 60% до 50% доли акционеров, необходимой для созыва собрания акционеров, смены правления и т.д. Это означает, что в одних случаях государство будет «забивать» на интересы частных партнеров по газонефтедобыче, в других, будут игнорироваться интересы государства, если частные компании попросят об этом кураторов ТЭКа (Андрей Клюев, Юрий Бойко) или недр (Василий Джарты). Если будет принят этот законопроект, в комплексе с описанными проблемами это приведет к уходу нефтегазодобычи в тень и возвращению «ручного управления» отраслью.