2006-09-15

Пирамида "Нефтегаз"

Одним из ключевых среди неотложных мероприятий по преодолению кризисных явлений в экономике и социальной сфере станет масштабная комплексная проверка деятельности государственного монополиста — НАК «Нефтегаз Украины». Согласно поручению Кабинета министров ее должны завершить к 15 ноября.

Хроническое преддефолтовое состояние компании, имеющей стратегическое значение для экономики страны в целом, обусловлен, в первую очередь, поставленным на конвейер привлечением кредитных ресурсов. Только за прошлый год путем заключения двусторонних соглашений с иностранными банками компания увеличила свой общий долг более чем на миллиард долларов. По некоторым оценкам, общие заимствования «Нефтегаза» в полтора раза превышают уставный капитал компании.

КРЕДИТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

И, наверное, не слишком далек был от истины первый вице-премьер Николай Азаров, заявивший в начале прошлого месяца, что состояние компании «близко к банкротству». Следует ли в таком случае удивляться поручению правительства? Особенно если учесть, что эта структура является монополистом по импорту-экспорту, транзиту и хранению природного газа в подземных хранилищах и транзиту нефти по территории Украины. Оттолкнувшись от известного изречения классика о том, что политика — концентрированная экономика, несложно придти к выводу: если финансовая пирамида, которую выстраивал НАК «Нефтегаз» под руководством Алексея Ивченко, рухнет, геополитические последствия для Украины будут весьма плачевны. И это мягко сказано.

В том, что «Нефтегаз» занимался и возведением пирамид (в финансовом смысле), можно было не сомневаться даже до официальных заключений комплексной проверки. Достаточно беглого взгляда на то, как использовались огромные кредитные ресурсы, которые, естественно, подлежат возврату. Да еще и с процентами. Итак, львиная доля привлеченных средств вместо инвестирования в развитие инфраструктуры шла на погашение ... долгов по налогам перед бюджетами различных уровней, повышение заработной платы для руководящего звена и рост издержек на социальное обеспечение работников аппарата «Нефтегаза», умножая тем самым так называемые невозвратные издержки.

В настоящее время даже школьнику известно, что кредит без залога получить если и возможно, то весьма трудно. «Нефтегаз» под руководством нынешнего нардепа нашеукраинца Алексея Ивченко легких путей не искал. И брал у иностранных банков займы под залог всех активов компании — газотранспортной системы, подземных хранилищ.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности НАК указывает, что компания зависела от долгосрочных обязательств в 2004 году на 58,3 процента, а в 2005-м — на 97,6! Эти данные содержатся в справке, подготовленной главой СБУ Игорем Дрижчаным во исполнение указа Президента о проверке эффективности использования кредитных средств.

Но это только цветочки, а ягодки в том, что положения кредитных договоров позволяют иностранным кредиторам в случае просрочки платежей через решения иностранных (!) судов требовать передачи прав собственности на активы компании. Достаточно вспомнить эпопею с арестом счетов некоторых украинских диппредставительств и «Русланов» в Канаде и Бельгии через Стокгольмский арбитражный суд по иску кипрской компании TMR Energy, чтобы вообразить себе возможные риски и последствия. При таком развитии в один прекрасный день тема газотранспортного консорциума исчезнет сама собой: «труба», а вместе с ней и подземные хранилища перестанут быть украинскими! И это не фантазии — различные источники свидетельствуют, что некоторые структуры, афиллированные с «Газпромом», проявляют системный интерес к концентрации в своих руках внешней задолженности НАК. Несложно прогнозировать: если россиянам это удастся, то трехстороннее скандальное соглашение от 4 января 2006 года, результат которого — оттеснение Украины от туркменского газа, с приближением конца 2006 года покажется детской шалостью.

Здесь уместно вспомнить помпезное заявление Алексея Ивченко: «На базе «Нефтегаза Украины» я хочу показать, что такое государственный менеджмент и как государство должно зарабатывать деньги». Да уж, вне всякого сомнения, показал! Госменеджмент свелся к безнаказанности и вседозволенности руководства «Нефтегаза».

Продемонстрировав свои «топ-менеджерские» способности, Ивченко, тем не менее, не удостоился сколько-нибудь существенного порицания. Сейчас он работает под «двойным прикрытием» — депутатского мандата и должности советника Президента. Хотя и внештатного.

ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ГАЗОВОЙ ТРУБЫ

По поводу инициирования новой комплексной проверки (достаточно сказать, что за последние несколько лет они были довольно регулярными, а одна из них завершилась обращением комиссии ВР по проверке деятельности компании к Генпрокуратуре о возбуждении против НАК уголовного дела) существуют различные версии.

Вспоминая идею экс-министра экономики Арсения Яценюка о разделении «Нефтегаза» на две независимые структуры — газовую и нефтяную, говорят об аудите, который может этому предшествовать. К слову, за всю историю существования компания ни разу не проходила аудиторскую проверку, что давало ей возможность практически в нарушение национального законодательства привлекать все новые и новые кредиты, не согласовывая свои действия с профильными ведомствами. Последний, на полмиллиарда долларов, пока не оформлен. И, скорее всего, не может быть оформлен, поскольку переговоры происходили с нарушением действующего законодательства. Совершенно очевидно: правительство не готово взять на себя обязательства за выполнение кредитного соглашения ввиду конфликтности с действующим законодательством.

Другие называют более «приземленную» версию — новому правительству нужен свой человек у кормила нефтегазового монополиста. И что результат проверки станет поводом для снятия с должности Александра Болкисева, возглавляющего «Нефтегаз» с 30 июня 2006 года.

Есть и сопутствующее предположение: расставить все точки над «i» во взаимоотношениях Генпрокуратуры и лидера БЮТ Юлии Тимошенко.

Сюжет этой истории многократно описан, поэтому ограничимся лишь напоминанием, что ровно год назад тогдашний глава «Нефтегаза» Алексей Ивченко заявил, что Министерство обороны России требует от НАК расчета по долгам корпорации «Единые энергетические системы Украины», которую в свое время возглавляла Юлия Тимошенко. По словам Ивченко, Минобороны РФ предъявило к оплате часть векселей НАК «Нефтегаз» на сумму 60 миллионов долларов, которыми ЕЭСУ в свое время рассчиталась по своим долговым обязательствам. И если в результате проверки это подтвердится, у антикризисной коалиции и у Партии регионов появится дополнительный рычаг воздействия на парламентскую фракцию БЮТ или, опосредованно, на наиболее неустойчивую ее часть, которая позволит иметь в парламентском большинстве конституционное большинство.

Какая из этих версий окажется наиболее вероятной — покажет время.