2005-09-21

Охота на африканскую руду

До недавнего времени железорудные месторождения Африки не вызывали особого интереса у транснациональных корпораций: в регионе практически отсутствует транспортная инфраструктура, и осуществление подобных проектов сопряжено со значительными затратами. Однако теперь дошла очередь и до этого континента. В ЮАР уже функционирует Anglo American, в Гвинее продвигает горнорудный проект Rio Tinto, а Mittal Steel получила лицензию на разработку месторождения в соседней Либерии. Эти две компании собираются объединить усилия для решения транспортных проблем.

Африканские месторождения сравнительно невелики: там сосредоточено около 7% мировых запасов. При этом многолетняя политическая нестабильность в регионе не добавляла привлекательности этим резервам. Фактически, до сих пор добыча руды осуществлялась только в ЮАР. Крупнейший производитель страны – компания Kumba Resources, которая в 2000 г. была выделена из состава сталелитейной группы Iscor. Эта компания разрабатывает 45% резервов страны, составляющих порядка 9 млрд. т. Ожидается, что к 2010 г. компания увеличит объемы производства 24 до 27 млн. т.

Самостоятельность Kumba сохранила ненадолго: недавно ее приобрел концерн Anglo American, стремившийся пробиться в привлекательный сектор железной руды. Правда, не исключено, что скоро компания сменит владельца. Дело в том, что горнорудные гиганты всячески препятствуют попыткам новичков проникнуть в отрасль, поэтому в начале текущего года, как только Kumba вошла в состав Anglo American, ее вытеснили из австралийского проекта Hope Downs. В результате, отрыв «большой тройки» – CVRD, BHP Billiton и Rio Tinto – от Kumba, занимающей 4 место в мировой иерархии, еще больше увеличился, а планы Anglo American относительно деятельности на рынке железной руды, фактически, провалились.

Теперь у Kumba остались только ее африканские активы. Сейчас правительство ЮАР настаивает на сокращении доли Anglo в Kumba от нынешних 65% до 49%. Вряд ли для концерна представляет интерес неконтрольный пакет акций: компания не сумела пробиться в высшую лигу и не имеет перспектив приобрести размеры, достаточные, чтобы диктовать цены. Ситуацию усугубляет соглашение с бывшей родительской компанией Iscor, в соответствии с которым Kumba обязана полностью обеспечивать все ее потребности в руде. Когда заводы Iscor приобрела Mittal Steel, у нее сразу возникли планы расширения их производства, следовательно, потребление руды будет расти, а это причинит ущерб экспортным интересам Anglo American.

Группа Mittal Steel активно стремится увеличить свою базу резервов железной руды, и, в связи с этим, заинтересовалась залежами Либерии. Компания собирается восстановить разрушенный в ходе гражданской войны комбинат на сравнительно небольшом месторождении (запасы составляют около 1 млрд. т) в Nimba Mountains.

Возглавившее страну после 14-летней войны временное правительство приняло решение начать восстановительные работы на ГОКе уже в текущем году. Концессию на разработку Nimba получила Mittal Steel, которая одержала победу в ожесточенной борьбе за это месторождение с Rio Tinto, BHP Billiton и Steel and Global Infrastructure Holdings (GIHL). Разумеется, не обошлось и без традиционного для Mittal Steel скандала: в данном случае, интересы Лакшми Миттала пересеклись с интересами его младшего брата, Прамода Миттала, возглавляющего GIHL. Это и понятно: в условиях роста цен на сталелитейное сырье, Mittal Steel стремится обеспечить либерийской рудой свои заводы в Южной Африке и Алжире, а GIHL эта руда требуется для ее крупных мощностей Ajaokuta и Delta Steel Company в Нигерии.

«Бизнес есть бизнес, здесь нет ничего личного» – заявил Лакшми Миттал корреспонденту Financial Times, когда компания его брата перенесла разбирательство конфликта в суд. По словам адвокатов Mittal Steel, группа еще в прошлом году договорилась с правительством Либерии о создании совместного предприятия с Liberian Mining Corporation (Liminco), которое получит концессию на разработку залежей железной руды, а также эксплуатацию железной дороги и мощностей порта Buchanan.

Правда, в своем иске GIHL и ее партнер Provider утверждают, что именно им принадлежит право на реализацию этого проекта, поскольку они подписали меморандум о взаимопонимании с Liminco еще в ноябре 2003 года. Более того, в августе 2004 г. Джонатан Мэсон, министр горнорудной промышленности Либерии, указал в своем письме GIHL, что планы ее участия в проекте утверждены правлением Liminco, которое предварительно изучило предложения всех претендентов, включая Mittal Steel. Поэтому октябрьское решение председателя временного правительства Либерии Гюде Брианта о прекращении этих переговоров GIHL расценивает как нарушение законов страны. По словам Джекоба Варнэма, директора Provider, решение о выдаче концессии Mittal Steel пролоббировал посол США в Либерии Джон Блэни. В сентябре 2004 г. американский завод Л.Миттала Inland Ispat направил ему письмо, в котором было сказано, что, при наличии дешевой руды из Либерии, это предприятие «гарантирует сохранность явного избытка рабочих мест на мощностях в Чикаго, которые обеспечивают занятость около 30 тыс. человек».

Правда, позднее братья Миттал сумели договориться между собой, и GIHL отозвала свой иск. Тем не менее, скандал не утих: сделка на сумму $900 млн. (именно такие инвестиции потребуются для осуществления проекта) была заключена слишком быстро и представляется совершенно непрозрачной, а это вызвало серьезные подозрения в отношении мотивов Брианта. Подозрения усиливаются в связи с тем, что интересы Mittal Steel в Либерии представляет юридическая фирма, подконтрольная Варни Шерману, кандидату в президенты от партии Liberia Action Party. Ожидается, что ее миллионные гонорары будут использованы для финансирования избирательной кампании этого кандидата.

Возникают вопросы и относительно условий соглашения, которые, к тому же, до сих пор не согласованы до конца: у Mittal Steel имеются серьезные разногласия с Minerals Technical Committee относительно ряда проблем, в частности, по поводу инвестиций в реконструкцию инфраструктуры в округе Nimba. Группа планирует финансировать проект с привлечением заемных средств по сложной схеме, причем сделку предполагается осуществить под гарантии либерийского правительства, которому будут принадлежать только 10% акций СП. Использование такой схемы финансирования может значительно сократить будущие прибыли от продажи руды, поскольку высокие проценты по кредитам «съедят» определенную часть доходов. Мнение, что временное правительство в данном случае ставит свои интересы выше интересов страны, приобретает все больше сторонников, а это весьма опасно, тем более, перед выборами, которые состоятся 14 октября.

Поэтому сделка пока зависла в воздухе, хотя, скорее всего, она состоится, поскольку Либерии трудно будет отказаться от инвестиций, которые вдвое превышают ее ВВП. Кроме того, для страны имеет огромное значение восстановление горнорудной отрасли – до начала гражданской войны (1989) половина доходов государства была связана с экспортом железной руды, хотя страна, кроме того, продавала за рубеж каучук, лесоматериалы и алмазы. Однако, сейчас Либерия экспортирует только каучук – на экспорт леса и алмазов все еще действует запрет Совета безопасности ООН. Как бы там ни было, Mittal Steel рассчитывает, что все будет в порядке, и уже проводит переговоры о сотрудничестве с Rio Tinto, которая собирается разрабатывать залежи в соседней Гвинее.

Впервые Rio Tinto появилась в Гвинее восемь лет назад, но ее проект на залежи Simandou (запасы составляют около 1 млрд. т, содержание железа – 66%) продвигается очень медленно из-за отсутствия инфраструктуры и потенциальных экологических проблем. Тем не менее, его геологоразведочная стадия уже близится к завершению, определена и ориентировочная стоимость – она составит около $3 млрд. Разумеется, правительство готово идти навстречу компании во всех ее начинаниях: такие инвестиции весьма актуальны для страны, ВВП которой не превышает $4 млрд. Значительная часть затрат будет связана со строительством железной дороги протяженностью 1,5 тыс. км из региона, где расположено богатое месторождение железной руды Mifergui, до г.Конакри. Инвестиции в этот проект могут составить $1,5 млрд.

Правда, здесь возможны два сценария развития событий. В отличие от бедной руды в Либерии, залежи Mifergui - высокого качества, и не исключено, что Mittal Steel и Rio Tinto договорятся о реализации совместного проекта. В этом случае, потеря инвестора нанесет серьезный удар по планам восстановления либерийского горнорудного сектора. Если же будет реализован второй сценарий, то Rio Tinto откажется от строительства железной дороги через всю Гвинею, ограничившись веткой в 150 км, которая будет проложена от месторождения до соединения с либерийской железной дорогой, по которой компания будет транспортировать руду на побережье в сотрудничестве с той же Mittal Steel. Конечно, это вряд ли понравится гвинейскому правительству. Однако, до чего бы в итоге ни договорились Mittal Steel и Rio Tinto между собой, с местными властями они договорятся наверняка – фактически, в небольших развивающихся странах, решения принимают не правительства, а транснациональные корпорации.