Вчера министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко доложил президенту Владимиру Путину, что шесть крупнейших нефтяных компаний согласились "заморозить" цены на бензин. Но особой радости это событие, судя по всему, ни у кого не вызвало: цены заморозились на высшей точке. Некоторые эксперты полагают, что выше подняться они уже практически не могли. Хотя, есть и другие мнения.
Министр честно предупредил главу государства, что сама по себе "заморозка" всех проблем нефтяной отрасли не решит. Главной причиной ценового кризиса он назвал "привязку внутреннего рынка к внешней конъюнктуре за счет системы налогообложения".
Христенко сообщил, что в следующем году ожидается снижение темпов роста добычи нефти: "Прогнозы следующего года выглядят менее оптимистичными. Эта динамика может упасть ниже 2 % по росту добычи. В течение нескольких лет воспроизводство запасов отстает более чем в два раза от объемов добычи". Для исправления такого положения министр считает целесообразным, "чтобы для новых месторождений был каникулярный период по налогам на добычу полезных ископаемых на период запуска. Такого рода стимул должен замотивировать и на разведку, и на прирост добычи".
Порешили на том, что рабочая группа из представителей Минпромэнерго, МЭРТ, Минфина и Минприроды в течение месяца представит законодательные инициативы, которые позволят снять остроту текущей ситуации с ценами на топливо. Однако напряженность снять, видимо не удалось: принятые решения вызывают неоднозначную реакцию среди нефтяников, экспертов нефтегазового сектора и экономистов.
Прежде всего забили тревогу независимые владельцы АЗС: если будут зафиксированы только розничные цены, а оптовые продолжат "свободное плаванье", то придется сворачивать бизнес. Их поспешила успокоить антимонопольная служба, заявившая, что будет наказывать те нефтяные компании, которые заморозят розничные цены и отпустят оптовые. Сомнения, кстати, возникли не случайно: до сих пор нет ясности, о каких же ценах шла речь на встрече нефтяных магнатов с Христенко, хотя это принципиальный вопрос. Некоторые даже полагают, что "фигура умолчания" была применена преднамеренно: нефтяные компании вполне могут воспользоваться этим случаем, чтобы вытеснить с рынка независимых трейдеров.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Анатолий Голомолзин высказался вполне недвусмысленно: "Те компании, которые попытаются за счет независимых участников рынка дестабилизировать ценовую ситуацию, будут наказаны". Тем не менее уже сегодня поступило сообщение, что во вторник в Иркутске на заправках, принадлежащих "ЮКОСу" вновь на 30 коп. поднялись цены на бензин ("ЮКОС" на встречу нефтяников с министром приглашен не был). Вот как это прокомментировал директор ООО "ТД "ЮКОС-М" Петр Петрончак: "В настоящее время четко не определена система реализации решения о "заморозке" цен на топливо, непонятен механизм контроля за его исполнением". А источник "Коммерсанта" в "Татнефти" честно признался, что компания не станет поднимать оптовые цены только для собственных АЗС. Так что, опасения независимых трейдеров далеко не напрасны.
В официальном сообщении "ЛУКОЙЛа" о фиксации внутренних цен на нефтепродукты основными причинами их роста названы "зависимость внутренних цен на нефть от мировых и пропорциональное усиление налоговой нагрузки, рост потребления внутри России на фоне ограниченного предложения, а также значительное (65%) число сетей АЗС, не входящих в состав вертикально-интергированных компаний".
Интересно прокомментировал это заявление вице-президент Российского топливного союза Олег Симонов на состоявшейся в Тюмени пресс-конференции: "За розничными ценами все следят, приезжая на АЗС, а за оптовыми следить сложнее. Вероятнее всего, крупные нефтяные компании будут вести политику на искоренение независимых нефтепродавцов как таковых. Повысить оптовые цены, удерживая розничные, и тем самым уменьшить доход – легкий путь в борьбе с независимыми трейдерами. Тем более, в заявлении господина Алекперова одной из причин роста цен на бензин указывается именно большое число АЗС, не входящих в состав вертикально интегрированных компаний. Рынок по-алекперовски – это полное его отсутствие".
Далее он приводит такие цифры: в России из 29 нефтеперерабатывающих заводов 19 принадлежат крупным компаниям, при этом на остальные 10 заводов приходится лишь 25% всего перерабатываемого продукта. Получается, что все крупные заводы принадлежат вертикально интегрированным компаниям, которые могут распределять прибыль по всей своей цепочке, и получать ее там, где выгодно. "Для стабилизации ситуации нужно включать рыночные механизмы, а не административные", – считает Симонов.
Разделяет его точку зрения экономический обозреватель Иван Трефилов: "Российские власти, стремясь обуздать рост цен на нефтепродукты внутри страны, предпочитают действовать давно проверенными методами. Если еще пару недель назад правительство выбирало между рыночными и административными способами воздействия на нефтяные компании, то теперь оно решило просто с ними договориться. Нефтяники, которые после дела "ЮКОСа" прекрасно понимают, что значит оказаться в немилости у государства, спорить с чиновниками не решились".
Помнится, не далее как в конце весны украинские власти точно также пытались договориться с нефтяниками-монополистами. И что из этого получилось? Можно было бы заблаговременно сделать выводы. Но Россия, похоже, все-таки наступила на украинские грабли. Эту точку зрения разделяет и Герман Греф, заявивший в Иркутске, что прямые рычаги административного воздействия на предприятия неэффективны. Это, по его мнению, "показал опыт Украины".