2016-08-31

Как выглядела Земля 3 млрд. лет назад

Молодая Земля была скорее зеленой, чем голубой. А разбросанные в мировом океане континенты имели оранжевый цвет. Вид молодой планеты реконструировали геологи из Мэрилендского университета. Ответ, почему она изменила «макияж», следует искать в тектонике плит.

Когда-то считали, что континенты — это приподнятые над океаном части поверхности планеты, которые к ней намертво «припаянные». В ХХ в. наука доказала, что это не так. Континент — это часть тектонических плит, которые медленно дрейфуют по морю магмы, как айсберги в океане, поэтому их положение со временем меняется. Именно поэтому Южная Америка выглядит так, будто ее можно подогнать в Африку. Ведь несколько миллиардов лет назад они были единым целым.

Лучше дрейф плит видно на дне океанов. По дну Атлантического, Тихого, Индийского, Арктического и Южного океанов проходят мощные горные цепи, тянущиеся по стыку тектонических плит.

Направления движения тектонических плит не везде одинаковы. Где-то они расходятся, а где-то, наоборот, наталкиваются друг на друга, трутся между собой (что является причиной землетрясений) или даже движутся друг под друга. Такие места — например, Тихоокеанский огненный пояс — полны вулканов и стремительных горных гряд.

Как утверждают ученые, тектоника плит — это уникальная особенность Земли. Наша планета уникальна не только потому, что 70% ее поверхности покрывает океан, в ее атмосфере есть кислород и она имеет богатую биосферу, но и потому, что ее тектонические плиты перемещаются, чего не обнаружили ни на одной другой планете Солнечной системы. С тех пор, как наука обнаружила этот уникальный процесс, геологам не дает покоя вопрос, когда он начался.

Некоторые ученые считают, что он такой же древний, как и наша планета. Другие придерживаются мнения, что он намного моложе и охватывает только последних 800 млн. лет геологической истории. В своем последнем исследовании, опубликованном в «Science», исследователи из Мэрилендского университета под руководством Мин Тана пришли к выводу, что свой «танец» континенты начали 3 млрд. лет назад.

Установить эту цифру им помог химических состав горных пород. Сравнивая породы Земли с породами других планет, из которых взяли пробы, в частности Меркурия, Марса, Венеры, а также Луны, ученые не обнаружили в них магния. Это удивительно, ведь все планеты Солнечной системы образовались из одинакового протопланетного диска и химический состав их пород должен быть одинаковый. Именно тектоническое перемещения плит сыграло здесь свою роль.

Их танец, что разрывает земную «скорлупу», впускает в недра нашей планеты морскую воду. Взаимодействуя с ними, она образует гранит, а на обратном пути, выносит с собой минералы (именно поэтому морская вода соленая).

Этот процесс натолкнул ученых на то, чтобы сравнить пропорции магния в древних породах, которые там-сям еще проступают на поверхности планеты, с молодыми, образовавшимися уже после сдвига тектонических плит. Сложность такого сравнения, однако, заключается в том, что эрозия магния из открытых пород происходит очень быстро. Поэтому ученые задались целью исследовать пропорции других элементов (никеля, кобальта, хрома и цинка), присутствие которых указывает на бывшее присутствие магния. Как следствие, они пришли к выводу, что тектоника плит и вызванные ею изменения в породах начались в архаический эон, который длился 4 — 2,5 млрд. лет назад, а именно 3 млрд. лет назад.

При этом они еще и показали, как выглядела наша планета, когда имела едва 1,5 млрд. лет. Поскольку морская вода была тогда насыщена железом, Земля имела скорее зеленый, чем голубой оттенок. А рассеянные по поверхности мирового океана континенты имели оранжевый цвет из-за магния, который присутствовал в породах.

Кстати, несколько лет назад похожее путешествие во времени сделали геологи из Йельского университета. Их, однако, интересовало не прошедшее, а будущее планеты. Поскольку континенты медленно дрейфуют, 250 млн. лет назад там, где Африка, существовал суперконтинент Пангея. Ученые пришли к выводу, что через 100 млн. лет материки вновь сойдутся вместе. Обе Америки и Азия образуют суперконтинет Амазия. Они рассчитали, что этот суперконтинент появится в районе северного полюса. А потом, видимо, снова распадется на меньшие куски.