2005-12-15

Петр ДЕМЧЕНКО: Никто не отстаивает государственные интересы

На фоне мирового роста цен на энергоносители происходит разбазаривание отечественных недр. Собственное мнение по этому поводу высказал «Комсомолке» Петр Демченко, недавно в судебном порядке восстановленный в должности главы правления НАК «Надра Украины».

На сегодняшний день компания «Надра Украины» несет ответственность за всю геологоразведочную отрасль Украины. Во времена Советского Союза было принято так, что на одну единицу добытого сырья должно быть разведано две единицы. Иначе страна может столкнуться с дефицитом финансирования отрасли в целом. Одноразовые действия в энергетической сфере стоят очень дорого. Например, бурение одной скважины обходится в 4-5 миллионов долларов в зависимости от глубины залегания. Геологоразведочные работы по подготовке к бурению одной скважины обходятся не менее, чем само бурение. Поэтому просто необходимо согласовывать геологоразведочные работы с бурением и добычей любых полезных ископаемых, будь то газ, нефть или другие твердые ископаемые.

К сожалению, в Украине сейчас происходит все наоборот. Каждый участник рынка пытается использовать государственные недра в собственных интересах, не возмещая вложения государства в подготовительные работы. Существует даже несколько незамысловатых схем, по которым сейчас идет откровенное разбазаривание энергоресурсов.

Во-первых, за деньги заинтересованными лицами покупается информация о уже разведанных месторождениях. Такая информация сберегалась в Государственном комитете природных ресурсов Украины. Тот, кому удалось завладеть геологическими данными о местонахождении нефти или газа, легко может взять кредит в банке и, ничем не рискуя, бурить и зарабатывать деньги. Естественно, при этом никто не считает, сколько государством было вложено в геологическую разведку данного месторождения и сколько прибыли оно потеряло, ведь с государством добытыми ресурсами никто не спешит делится.

Во-вторых, подписываются договора о совместной деятельности между государственными и частными компаниями. Частники пользуются лицензиями госпредприятий на промышленную разработку уже разведанных месторождений. При этом доля государства в таких договорах зачастую не превышает и десяти процентов. А соотношение прибыли обратно пропорционально вкладу участников договора в геологоразведывательные работы. Я считаю это откровенным грабежом. Но ведь об этом было известно Государственному комитету природных ресурсов Украины под руководством М.В.Злочевского и его заместителя С.В.Гошовского. После ликвидации комитета Указом Президента от 25 апреля 2005 года его функции были переданы Министерству охраны окружающей среды, которому также известна реальная ситуация в геологоразведочной отрасли. Но, к сожалению, чиновники ничего не предпринимают, а зачастую даже содействуют подобному разбазариванию государственных недр.

В-третьих, часто на разведанное государственным предприятием месторождение, на которое это предприятие имеет разрешение проводить геологоразведочные и добычные работы, выдается дублирующая лицензия другой компании. Либо когда срок лицензии госпредприятия оканчивается и возникает вопрос о повторной выдаче разрешения, предпочтение отдается тому, кто больше заплатит, а не тому, кто годами вкладывал деньги в месторождение. Показательной в этом плане является история с «Регал Петролиум». В июне 2004 года Госкомитет природных ресурсов выдал «Регал Петролиум» лицензию на разработку Мехедивско-Голотовщинского и Свиридовского месторождений сроком действия на 20 лет. Лицензией на эти месторождения обладало дочернее предприятие НАК «Надра Украины» «Черниговнефтегазгеология». Срок ее действия окончился, но по украинским законам при последующей выдаче разрешения предпочтение отдается предыдущему лицензиату, который работал на месторождении и вкладывал в него деньги. Злочевский, по-видимому, законов не читал. Лицензию получила «Регал Петролиум», а государство в лице «Черниговнефтегазгеологии» осталось при своих интересах. За этим последовала цепь судебных дел, которые не делают чести Украине в глазах инвесторов и лишает госпредприятия прибыли.

Можно привести также пример с польско-украинской компанией «Девон». Закрытое акционерное общество «Девон» работает на Сахалинском нефтегазоконденсатном месторождении по договору о совместной деятельности с дочерним предприятием НАК «Надра Украины» «Полтавнефтегазгеологией». Доля прибыли между украинской и польской стороной делится в среднем 60 на 40 соответственно. Для государства это очень выгодный контракт, учитывая, как я уже упоминал, что по остальным договорам о совместной деятельности доля украинских госпредприятий зачастую не превышает и десяти процентов. Но все тот же ликвидированный Государственный комитет природных ресурсов Украины под начальством Злочевского успел незаконно выдать лицензию на промышленную разработку Сахалинского месторождения компании «Укрнефтебурение». Этой компании удалось получить лицензию несмотря на то, что создана она была всего за три дня до подачи заявки на получение разрешения. Не стоит, наверное, говорить о том, что ни материальной, ни производственной базы у компании «Укрнефтебурение» на момент получения разрешения не было. А компания «Девон» к этому времени уже вложила в Сахалинское месторождение около семидесяти миллионов гривен. Ситуация с двумя лицензиатами на одно месторождение - это абсурд, тем не менее как раз в такой ситуации оказался иностранный инвестор. У меня есть все основания утверждать, что подобным образом Злочевский как глава Государственного комитета природных ресурсов Украины выдал более 350 незаконных лицензий, прибыль от использования которых будет обходить государственную казну. Другие потенциальные инвесторы тоже наблюдают за инвестиционным климатом в Украине и, естественно, подобные инциденты их пугают.

Украина сегодня не может себе позволить отпугивать как иностранные, так и внутренние инвестиции, ведь бюджетное финансирование геологоразведочной отрасли непомерно мало по сравнению с энергетическими потребностями страны. В отрасли, по-видимому, нет человека, который бы смог навести порядок и урегулировать такие важные для энергетической безопасности страны вопросы – это мое глубокое убеждение. Я бы даже сказал, что геологоразведка является сейчас единственной отраслью, которую не коснулись изменения с приходом новой власти. Отрасль как была в упадке, так она в упадке и находится. А государственные запасы энергоресурсов продолжают разбазариваться. В мире цены на энергоносители непрерывно растут. Чтобы переход к мировым расценкам не был настолько болезненным, крайне необходимо повысить уровень добычи собственной нефти и газа. В этом реально нам сегодня могут помочь только иностранные инвестиции. Поэтому в максимально сжатые сроки необходимо решить все конфликты, связанные с работой иностранных инвесторов на украинских месторождениях.

И это нужно не только для удержания инвесторов, которые уже работают в Украине, но и для привлечения новых, для которых опыт коллег является показателем инвестиционного климата. Сейчас также необходимо провести полный аудит всех договоров о совместной деятельности. Доли в них должны распределяться соответственно потраченным на геологоразведку и бурение капиталовложений. Ведь абсолютно бессмысленно для государства вкладывать огромные деньги в геологоразведку, а потом заключать долгосрочные договора о совместной деятельности, согласно которым доля прибыли государства составляет мизерный процент. Зачем с кем-то делиться? Если есть подтвержденная геологами информация о наличии промышленных запасов, надо самим разрабатывать такие месторождения, привлекая, например, кредитные средства. Кроме этого, необходимо решить вопрос с наличием параллельных лицензий. Это тормозит и геологоразведку, и добычу. По каждому факту незаконной выдачи лицензии должны быть возбуждены судебные дела. Чтобы отрасль развивалась, в ней нужно навести порядок.

Петр ДЕМЧЕНКО, глава правления НАК «Надра Украины».

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Петр Демченко - потомственный нефтяник. Родился в Полтавской области. Окончил Дрогобычский нефтяной техникум. Высшее образование получил в Тюменском индустриальном институте по специальности «Технология и комплексная механизация разработки нефтяных и газовых месторождений». 9 декабря Апелляционный суд Черкасской области восстановил Петра Демченко в должности главы правления НАК «Надра Украины». Это уже повторное восстановление Демченко в должности, после того как он был уволен постановлением Кабмина Украины от 25 августа 2004 года. Обоснование увольнения – невыполнение условий контракта. Тем не менее уже вторая судебная инстанция подтверждает, что оснований для увольнения Демченко как не было, так и нет.