2006-11-16

Нефтяная Public company

В последнее время легко прослеживается огромный и при этом несколько даже болезненный интерес государства к проблеме управления открытым акционерным обществом «Укрнафта». В чем тут дело и, грубо говоря, какого еще рожна не хватает стране от этого предприятия? Ответ легко уяснить, если ознакомиться с финансовыми показателями. Они не то чтобы идут вверх, они просто вздымаются, вызывая вполне понятную зависть и, возможно, желание более крепко подержаться за вентиль от нефтяных и финансовых потоков.

Судите сами. По итогам девяти месяцев (в сравнении с аналогичным периодом 2005 года) доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) вырос больше чем на 3,6 миллиарда гривен (58%) и превысил 10 миллиардов (за 9 месяцев 2005 года — 6,3 млрд. грн.). Чистый доход (выручка) от реализации продукции увеличился на 2,1 миллиарда гривен (49%) и составляет почти 6,5 миллиарда гривен (за 9 месяцев 2005 года — больше 4,3 млрд. грн.). Чистая прибыль выросла на полмиллиарда гривен (36,9%) и составила 1,88 миллиарда гривен (за 9 месяцев 2005 года — больше 1,3 млрд. грн.).

Кто-то может сказать: так они же работают на себя! Пожалуй, это так. С 1 сентября зарплата в компании повышена в среднем на 15%. Делалось это, правда, с учетом профессионализма, квалификации и трудового вклада работника. В результате в этом году средняя зарплата нефтяников вплотную приблизится к двум тысячам гривен. Кроме того, думается, эти ребята неплохо поработали и на всю страну. Извините за повтор, но судите сами: отчисления в бюджеты всех уровней выросли почти на 1,5 миллиарда гривен (71,1%) и превысили 3,5 миллиарда гривен (за 9 месяцев 2005 года — 2 млрд. грн.). Так что свою долю в добыче нефти и реализации нефтепродуктов получили и пенсионеры, и врачи, и учителя, и военные, и даже грудные дети.

А теперь пробежимся по финансовым показателям компании еще раз. Доход от реализации вырос на 58%, чистый доход — на 49%, чистая прибыль — на 36,9%. А вот выплаты в бюджет — на 71,1%. Если дела будут идти такими темпами, то не исключено, что по итогам года бюджет получит от «Укрнафты» вдвое больше, чем в прошлом году! Но у бюджета есть еще один источник нефтяной подпитки. Как известно, государство располагает в уставном фонде «Укрнафты» половиной акций (плюс еще одна) и имеет право на соответствующую долю дивидендов. До 2003 года оно их не видело. Да и все другие вопросы деятельности компании из-за корпоративных трений не решались, поскольку не проводились собрания акционеров. И лишь с приходом нового менеджмента (кстати, это случилось в результате джентльменской договоренности миноритарных акционеров с владельцем контрольного пакета, а премьер-министром тогда был, как и сейчас, Виктор Янукович, НАК «Нафтогаз Украины» и наблюдательный совет «Укрнафты» возглавлял сегодняшний руководитель отрасли Юрий Бойко) собрания проводятся регулярно, все вопросы, в том числе и о выплате дивидендов находят решение. По результатам 2003 года акционерам было выплачено более 100 миллионов гривен, в 2004 году — уже около 1,35 миллиарда гривен. А в прошлом году вообще был поставлен своеобразный рекорд. По итогам работы в 2005 году собственники акций «Укрнафты» получили 1,87 миллиарда гривен. За всю историю нашей страны ни одно акционерное общество не выплачивало своим акционерам таких дивидендов. При этом государство, бюджет, получили около 935 миллионов гривен, то есть почти миллиард дивидендов на акции «Укрнафты». «Я горжусь таким результатом», — говорит глава правления компании Игорь Палица и вспоминает также о том, что на известии о выплате дивидендов на украинском фондовом рынке резко пошли в гору не только акции «Укрнафты», но и весь рынок в целом. «Когда меня избрали руководителем компании, одна ее акция стоила 25 гривен. Сегодня — более 300. То есть капитализация «Укрнафты» возросла более чем в 12 раз при росте стоимости нефти в 2,7 раза (с 804 гривен в феврале 2003 года до 2 тысяч 174 гривен на последнем аукционе 2 ноября)».

В прошлом году акционеры на общем собрании имели возможность оценить работу менеджмента. И вот за какую формулировку они проголосовали: «Отметить профессиональную работу председателя правления общества и избрать его председателем правления на следующий срок». Это ли не показатель доверия? И какие после этого у правительства могут быть основания для беспокойства или недовольства? Каких еще результатов можно требовать? Не станем гадать... Зато с уверенностью можно сказать, что возврат «Укрнафты» в полное управление государства (в свое время мы это уже проходили и помним, как все ее подразделения и в том числе центральный аппарат были без зарплаты, а профсоюз объявлял предзабастовочную готовность) чреват существенными рисками и для нее, и для всей страны.

Но вернемся к тому, как менеджмент «Укрнафты» управляется с доверенным ему имуществом, как он понимает социальную ответственность бизнеса и взаимодействует с правительством в решении социально-экономических задач, стоящих перед страной. Вот что говорил на днях главный менеджер «Укрнафты» Игорь Палица в интервью одному из изданий: «Как и обещало правительство, цены на заправках снижаются. Сегодня на сотнях наших фирменных АЗС литр бензина А-95 уже стоит 3,65 гривни, а дизтоплива — 3,6 гривни. Причины такого снижения вполне объективны. Во- первых, на мировых биржах падают цены на нефть, а значит, появилась возможность снизить стоимость топлива. Во-вторых, правительство заинтересовано в стабилизации рынка и недопущении спекулятивного завышения цен. А «Укрнафта» всегда в первую очередь соблюдает государственные интересы независимо от того, какие политические силы находятся при власти. Кстати, чтобы государство могло стать ведущим игроком на топливном рынке, было начато, согласно указу Президента Украины, создание на базе «Укрнафты» вертикально-интегрированной компании, то есть мощной структуры, которая может обеспечить полный цикл производства — от добычи нефти до ее реализации через собственную сеть АЗС. И успехи на этом пути немалые».

И действительно, «Укрнафта» настойчиво и даже упорно, преодолевая препятствия со стороны чиновников, добивается вертикальной интеграции. Причем, к сожалению, не столько благодаря воле предыдущих правительств, сколько вопреки ей. Как бы там ни было, сегодня у компании 558 АЗС по всей стране и есть планы расширять эту сеть и в дальнейшем, хотя уже сейчас на розничном топливном рынке «Укрнафта» стала серьезным конкурентом российским нефтяным компаниям, до сих пор диктовавшим тут свои цены практически монопольно. «Если идея создания ВИНК будет доведена до своего логического завершения, то, — прогнозирует Палица, — государство через нашу компанию сможет контролировать около 30 процентов топливного рынка и не допускать всевозможных спекулятивных скачков цен, причем исключительно рыночными методами».

Вспомним кое-что из истории «Укрнафты». С приходом новой команды менеджеров во главе с Палицей компании удалось остановить падение производственных показателей и, начиная с 2003 года, постоянно наращивать добычу сырья. Только в прошлом году компания добыла более 3 х миллионов 120 тысяч тонн нефти с конденсатом, что на 95 тысяч тонн больше, чем в 2004 году, а также 3 миллиарда 272 миллиона кубометров газа. К 2010 году добычу нефти планируется довести до 3 миллионов 600 тысяч тонн. Как считает Палица, такая задача вполне выполнима. Тем более что у руководства «Укрнафты» нет никаких разногласий с нынешним руководителем НАК «Нафтогаз Украины» Владимиром Шелудченко. Хорошо характеризует менеджмент «Укрнафты» также и министр топлива и энергетики Юрий Бойко. В среду он сказал журналистам: «Нет необходимости менять руководство «Укрнафты», так как финансово-экономические показатели компании свидетельствуют о стабильной работе».

Вот что говорит о компании и уровне управления ею член наблюдательного совета Геннадий Корбан: «Сейчас компания действительно хорошо структуризована, ведет нормальный бизнес. Там нет воровства, откатов, протекционизма, необоснованных кредитов. Государство должно это ценить и давать работать... «Укрнафта» еще не достигла пика своего роста, и мы хотим ее развивать, чтобы это была public company, которая будет привлекать инвесторов».