2021-01-19

Г. Баймаханова о проблемах и перспективах геологоразведки в Казахстане

Три года прошло со времени принятия Кодекса РК «О недрах и недропользовании», призванного вдохнуть новую жизнь в геологическую отрасль. Оправдал ли данный законодательный документ ожидания геологов, горняков и металлургов, стал ли кодифицированным сводом норм, устанавливающим транспарентные и экономически обоснованные «правила игры» в области освоения недр? Об этом в интервью «Казправде» рассказала президент Ассоциации производственных геологоразведочных организаций (АПГО) РК Галина Баймаханова.

– Галина Александровна, какую роль сыграл кодекс в повышении эффективности геологоразведки и, в частнос­ти, в решении одной из главных своих задач – по восполнению минерально-сырьевой базы страны?

– На этот вопрос односложно не ответить. Конечно, кодекс задал новую траекторию движения, но ведь чтобы двигаться, надо иметь ресурсы – кадровые, финансовые, технологические... Сложные переходные периоды без особых проблем способны преодолевать стабильно действующие отрасли, а геологию сегодня к таковой не отнесешь.

Определенное внимание со стороны государства ей, конечно, уделяется, но этого явно недостаточно, чтобы сделать рывок в развитии, провести структурную и процедурную перестройку функционала и ее модернизацию в соответствии с требованиями времени, государственными задачами и реальными возможностями. Подвижки есть, но конкретные результаты в виде восполнения минерально-сырьевой базы будут видны лишь по итогам 5–10 лет от начала осуществления конкретных проектов.

Причем проекты должны быть рентабельными и эффективными, а проводимые геологоразведочные работы – высокопрофессиональными. И даже при таких условиях есть риск, оцениваемый экспертами как один перспективный объект на 100 или даже 1 000 изученных рядовых участков с признаками оруденения. Эти риски обусловлены как самой природой, так и недостаточной изученностью конкретных участков недр.

Научный геологический прогноз должен базироваться на современной геологической информации с последующим ее анализом, выделением отдельных перспективных блоков и участков для геологоразведки, объективно являющейся довольно дорогим занятием.

Стадия геологоразведки считается последней в процессе гео­логического изучения недр, и все недоработки и риски в основном выявляются именно здесь. Именно на эту стадию приходят и основные инвесторы, хотя по новым положениям кодекса они могут приходить и раньше – на коммерческое геологическое изу­чение отдельных территорий, вошедших в Программу управления государственным фондом недр (ПУГФН).

На каждом этапе геологичес­кого изучения недр есть свои плюсы и минусы, есть и риски, причем чем раньше инвестор начинает изучать определенный участок, тем больше вложения, выше риск. Вот почему первые стадии геологического изучения недр (региональные и поисковые работы комплексного характера, отбраковка неперспективных блоков, подготовка геологичес­ких карт общего назначения) берет на себя государство в лице уполномоченного органа. Прак­тическое же решение задачи по наращиванию минерально-сырьевой базы ложится на гео-логическую отрасль. Причем это как государственный, так и частный сектор, имеющий свои интересы и задачи и призванный в идеале работать как единый отраслевой организм. Чего, к сожалению, на сегодня нет. И пока не будет достигнута некая отраслевая «синхронность» в деятельности геологоразведки, говорить о реальной работе по опережающему восполнению минерально-сырьевых запасов, на мой взгляд, преждевременно.

– Высокая наукоемкость геологоразведки нуждается в стабильном финансировании. Но достаточно ли бюджетных средств выделяется на геологические изучения недр? Имеются ли альтернативные источники финансирования?

– Альтернатива есть всегда. Геология как наука является саморегулируемой отраслью. Государство должно лишь правильно ставить перед ней задачи. Даже был продуман финансовый механизм устойчивого финансирования отрасли в виде 1% отчислений от доходов нед­ропользователей по каждому контракту на восполнение ресурсной базы. Однако эта норма при попустительстве госорганов стала работать на самих недропользователей, их интересы.

- Какие ключевые задачи отрасли она, по Вашему мнению, поможет решить?

– Надеюсь, будут полностью реализованы 74-й и 75-й шаги Плана нации «100 конкретных шагов», а также задачи, поставленные в Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 1 сентября 2020 года. Это должно обеспечить достижение целевых индикаторов по геологической изученности недр Казахстана, что обязательно отразится на выявлении перспективных участков для геологоразведки, приросте ресурсов и запасов вос­требованных полезных ископаемых, привлечении инвестиций и в целом будет способствовать дальнейшему экономическому развитию республики.

RG Gold сообщает о начале работ по детальному проектированию горнометаллургического комплекса в Акмолинской области. Для их выполнения была привлечена казахстанская компания AAEngineering Group, являющаяся лидером в проектировании и строительстве промышленных объектов.

"Мощность новой фабрики - 5 миллионов тонн первичной руды в год. Летом были произведены все необходимые подготовительные земляные работы. Совокупный объем инвестиций составит более 160 миллиардов тенге, включая фабрику и всю инфраструктуру. Строительство будет завершено к четвертому кварталу 2022 года", - заявил Ерлан Оспанов, генеральный директор группы компаний "Верный Капитал". 

Полное интервью по ссылке