2006-12-12

Василий Джарты: "Мы по-варварски пользуемся природой"

Традиционно сто дней правительства — срок первых оценок и итогов. Конечно же, корректировки планов. Иногда активный пиар правительства и его реальных шагов. Как правило, возможность обратить внимание общества на определенные проблемы. Предыдущие правительства сто дней работы «отмечали» либо бензиновым, либо мясным, либо газовым кризисом. По-разному оценивает общественность и первый этап деятельности правительства Януковича. Противники критикуют, сторонники ставят «хорошо». Сами же должностные лица стодневной работой удовлетворены, записывая в актив четкое выполнение обещаний ориентироваться на социальные интересы людей, достаточно успешные газовые договоренности с Россией, подготовку проекта бюджета на 2007 г. О том, какими были первые 100 дней, какие проблемы отрасли очертились и что «пошло в работу», рассказывает «Дню» член правительства, Министр охраны окружающей природной среды Украины Василий ДЖАРТЫ.

— Василий Георгиевич, что для вас сто дней работы в правительстве? Ведь традиционно считается, что первая стодневка — это уже первые результаты работы.

— Если честно, то я не воспринимаю 100 дней как рубеж. Это скорее политический символ, чем действительно показательный период. Ведь все понимают, что рано говорить об основательных сдвигах. Просто минули дни, недели, месяцы конструктивной и напряженной работы. В наследство нашему правительству перешли отнюдь не оптимистические показатели почти во всех сферах экономики. Мы вынуждены приложить максимум усилий, чтобы их исправить. Виктор Янукович сориентировал министерства и ведомства на четкую цель, жестко требуя — РЕЗУЛЬТАТ. На достижение его были и будут направлены все усилия. А еще — на рост авторитета антикризисной коалиции и сформированных ею исполнительных органов власти. Нам доверяют миллионы граждан, еще миллионы придирчиво оценивают каждый шаг, это нормально. Считаю, что Кабинет Министров может без стыда отчитываться о результатах работы, потому что они, безусловно, есть. Эти сто дней мы видели правительство, которое мало занималось политикой, а больше занималось экономикой, социальной сферой.

— Лично вы какие результаты деятельности правительства назвали бы наиболее успешными?

— Новому коалиционному правительству надлежало вернуть доверие народа к руководителям исполнительской власти. И это нашему Кабинету удалось сделать. Этот результат я поставил бы на первое место. Мы, члены правительства, не занимались демагогией, не придумывали лозунги, а — РАБОТАЛИ. Ответственно и напряженно работали. И потому добились еще одного чрезвычайно важного результата — мы не отошли от ориентирования на социальные проблемы, хотя немало решений дались непросто. Стабилизировалась социально-экономическая ситуация, подешевели нефтепродукты, ликвидированы задолженности по зарплате, да и сама оплата в некоторых отраслях существенно повысилась. Объективно выросли показатели роста доходов населения, а следовательно, немного увеличились пенсии. Показал свою способность развиваться и рынок труда. Насколько мне известно, именно за последние три месяца значительно возросло количество трудоустроенных граждан. А почему бы и нет, если только в мясо-молочной отрасли, благодаря потеплению партнерских отношений с той же Россией, возобновляются поставки продукции почти 20 предприятий.

В актив нельзя не зачислить подготовленный и поданный в Верховную Раду проект бюджета- 2007. На его разработку времени было мало, но правительство справилось. И этот документ, как вы знаете, «не удешевил» ни одной статьи социальных расходов.

Далее: коалиционное правительство нормализовало отношения с Российской Федерацией, подписало выгодные и стабильные газовые договоренности, что даст нашей экономике возможность нормально функционировать, развивать ее отрасли. Это признает большинство экспертов, политиков, даже оппоненты. Теперь мы гарантированы на ежегодные поставки 55 млрд. кубометров природного газа до 2010 г. по самой низкой в Европе цене. И от банкротства спасены десятки украинских предприятий. В конце концов, просто мы все в тепле переживем зиму.

— Вы удовлетворены результатами собственной работы на посту министра охраны природы в течение «символических» ста дней?

— Три месяца для меня были чрезвычайно напряженными, ведь перед министерством стоят серьезные и ответственные задачи. Но эти месяцы принесли мне и удовлетворение, поскольку кое-что в отношении к природоохранительным проблемам удалось сдвинуть с места. Вот давайте рассуждать: до точки «невозврата», т.е. такого состояния природных ресурсов, когда они не смогут восстановиться, а человек не сумеет справиться со многочисленными экологическими катастрофами, осталось не так уж и много. Во многих странах экологическая безопасность стоит на первых позициях экономических планов. Моя задача как министра — добиться подобного отношения и в Украине. Минприроды должно стать гарантом экологической безопасности государства. Для этого уже сделаны первые шаги, а именно: сформированы стратегические задачи в природоохранительной политике и разрабатывается Национальный план действий, где будут выписаны принципы, механизмы их осуществления. Ведь первооснова всех реформ — соответствующее законодательство, в которое необходимо имплиментировать требования европейских природоохранительных законов. Это целый ряд новых документов, поправки к существующим законам. Разработка новых, в том числе Экологического кодекса. Однако даже немалых средств для осуществления такого плана будет недостаточно, если не изменить экологическое сознание людей. Вы же посмотрите: каждый — от простого человека до высокопоставленного руководителя — привык бездумно и безнаказанно по-варварски пользоваться природой. Чтобы переломить эту традицию, министерство начало принципиальную атаку на экологическую несознательность наших сограждан. Первые шаги уже приносят пользу — природоохранительные вопросы поднимаются при решении различных экономических задач на местном и высших государственных уровнях.

— Придя в министерство, вы инициировали некоторые реформы в его структуре. Какие именно и почему? И удовлетворены ли их ходом?

— Действительно, некоторые структурные изменения продолжаются. Их цель — повышение эффективности и оптимизация работы ведомства. Давно назрела необходимость усовершенствовать экологическое управление, наладить четкую работу Минприроды и его подразделений. Например, мы создаем единую экологическую службу страны, которая требует реорганизовать Государственную экологическую инспекцию — правительственный орган в составе Минприроды. Таким образом, создадим эффективную, сильную систему контроля за соблюдением природоохранного законодательства. Уже все устали фиксировать нарушения законов в природоохранной сфере, ставшие едва ли не нормой.

В структуре министерства появились два новых управления — юридическое и коммуникаций. Понятно, почему. Сегодня очевидна потребность создавать юридически грамотные, правильно оформленные документы различного содержания и уровня, которые бы не приводили к двойному их толкованию. Недопустимо тратить попусту время на не в совершенстве прописанные нормы, которые впоследствии приходится менять или уточнять. Управление коммуникаций будет помогать Минприроды реализовать государственную информационную политику. А населению Украины давно нужно постоянно и настойчиво втолковывать, что охрана окружающей среды и бережное природопользование не менее важны, чем уважение к родителям или забота о детях. Новое подразделение обеспечивает оперативное и честное освещение нашей работы. Я постоянно требую открытости и доступности информации для широких кругов общественности.

— За последние три месяца в СМИ неоднократно попадала информация о проблемах разработки недр в Украине.

— Я часто в последнее время пользуюсь тезисом, услышанным от украинских геологов: «В Украине богатые недра, они содержат едва ли не всю таблицу Менделеева». Не доверять ученым не имею оснований. Просто мы многого не знаем сами о своих богатствах. Возьмите излюбленную тему прессы об углеводородах. В Украине запасы их вполне пристойны. Нефть — 155 млн. т. Это — четвертое место в Европе и 34-е в мире среди 92 стран, имеющих нефть. И газ имеем — третье место в Европе и 22-е в мире среди 98 стран. Вот только добычу этих полезных ископаемых у нас можно смело ставить на последние места. Причин здесь несколько. Украинская геологоразведка — заложница советского периода развития. Объемы геологоразведочных работ сократились в 3—4 раза. Например, большой потенциал у континентального шельфа Черного моря. Около 30% суммарных ресурсов углеводородов Украины находятся именно в этом регионе. Однако его низкая разведка объясняется тем, что освоение начальных ресурсов не превышает 4 %. Поэтому сегодня мы сделали ставку именно на геологоразведку.

— Если можно, подробнее о последних решениях касательно ситуации с «Венко»?

— Она остается такой, какой была на конец октября. Тогда Кабинет Министров сделал ответственный и честный шаг. Опять же, исключительно в интересах нашей страны. Он согласился с предложением Межведомственной комиссии, занимающейся заключением договора с инвестором о распределении продукции, начать подготовку нового документа. Но теперь его должна представить в трехмесячный срок уже украинская сторона. Проект соглашения американских специалистов вызвал немало замечаний и возражений, ведь он не учитывал в полном объеме особенности инвестиционного, налогового, таможенного, природоохранного законодательства Украины. Не обеспечивал равных условий для эффективного сотрудничества, а значит, посягал на наши национальные интересы. Лично мое отношение таково: я ни в коей мере не являюсь противником прихода зарубежных инвесткомпаний в Украину. Однако все должно быть цивилизованно, мы должны быть партнерами, уважающими друг друга. Наше государство должно осмотрительно относиться к своему потенциалу. Особенно когда речь идет о национальном богатстве природы и недр.

— Вы верите, что состояние окружающей среды нашей страны удастся улучшить? И что для этого вы собираетесь делать?

— Здесь можно часами рассказывать. Однако скажу кратко. На сегодня мы имеем парадоксальную ситуацию: уже понимая, что окружающая среда наша находится едва ли не в катастрофическом состоянии, уже составив неплохие нормы законов об охране и сохранении природы, мы все равно продолжаем хозяйничать, мало учитывая углубление экологических проблем. Поэтому, придя в министерство и знакомясь с состоянием дел в отрасли, я сразу понял: отечественная экономика мало внимания уделяет экологии, и эту практику следует менять. Не преувеличу, если скажу, что работа в этом направлении началась, и это является важным нашим достижением. Ведь первооснова всего — перевести экономику на экологические рельсы. На повестке дня стоит вопрос интеграции экологических природоохранных задач в весь экономический комплекс страны. Именно при таких условиях Минприроды сумеет стать гарантом успешной защиты окружающей природной среды, интересов государства, а следовательно, и роста благосостояния людей.