2006-09-25

Василий Джарты: "Экономика без экологии бесполезна"

Действие экопрограмм должен ощутить на себе каждый человек

Несмотря на то что Василий ДЖАРТЫ стал министром охраны окружающей природной среды всего месяц назад, он уже открыто заявляет о накопившихся в его ведомстве проблемах. Например, об истории с компанией «Венко Интернешнл лимитед», которой Украина доверила разработку нефтегазоносного участка на шельфе Черного моря в районе Керчи.

Вина «Венко»

- Василий Георгиевич, в прессе прошла информация о том, что по вине компании «Венко» Украина потеряла миллиарды долларов, и будто за это Минприроды может лишить ее лицензий на разработку месторождений. В чем суть проблемы?

- В апреле 2006 года американская компания «Венко», выиграв тендер на право разработки с последующей добычей углеводородов на Прикерченском участке черноморского шельфа, предоставила Кабмину проект договора о разделе продукции. Это обязательная процедура для всех инвесторов - и для зарубежных, и для отечественных. Эти проекты тщательно изучают эксперты, затем их обсуждают в Минэкономики, Минтопэнерго, Минюсте, Минфине, НАНУ, а также - главный координатор процесса Минприроды. На данный момент лицензии у «Венко» нет. И быть не может, пока не завершится изучение проекта договора. У экспертов этот документ вызвал более 160 вопросов и претензий, которые нам вместе с инвестором и предстоит утрясти. И только после этого можно будет вести речь о лицензировании.

- Какие наиболее серьезные претензии у вас есть к инвестору?

- 1 сентября, ровно в установленный правительством срок обработки проекта договора украинской стороной, я передал материалы в компанию «Венко». Из них следует, что главные наши претензии касаются пропорций в распределении продукта. Объявляя конкурс, Украина поставила условие, что инвестор при разработке месторождения может рассчитывать на 70-80% продукта, а наше государство - на 20-30%. В отношении нефти и газа требовалось разделение 50 на 50. «Венко» с такими требованиями согласилась, и это стало определяющим при выборе победителя тендера. Однако теперь в проекте договора мы читаем, что «Венко» забирает себе 80% при разработке и 60% - при добыче. Причем в тексте документа в отношении Украины часто употребляются слова: «обязана», «должна», в то время как инвестор лишь «хотел бы». Возможно, сработал эффект перевода, но мы уточним это во время совместной работы. Но сразу замечу, что Украина будет защищать свои права и заставит себя уважать. Вместе с тем мы уважаем и ценим столь серьезного стратегического партнера и надеемся на его понимание украинских проблем. Это очень важный для нас инвестор. Что касается нескольких миллиардов, якобы потерянных Украиной, то этот вопрос явно не по нашей теме. Сегодня можно говорить лишь о заявленных объемах добычи углеводородов - более 360 млн. долл. И это при том, что участок шельфа еще до конца не изучен. Но в перспективе эта цифра достигнет всех 10 млрд. Таковы прогнозы специалистов.

Тендеры с прозрачными условиями

- После того как вы раскритиковали «Недра Украины» за то, что компания якобы выдает лицензии по заниженным ценам, вас обвинили в стремлении подмять под Минприроды право на лицензирование, проведение аукционов и подписание соглашений на разработку нефтеносных месторождений. Так ли это?

- Закон о геологической службе Украины, принятый в 1999 году, гласит, что право на лицензирование, проведение аукционов и разработку недр страны имеет исключительно центральный орган исполнительной власти. Когда-то это было Министерство геологии, потом - Госкомприроды, теперь - Министерство охраны окружающей природной среды. НАК «Недра Украины» к лицензированию не имеет никакого отношения, это государственная компания, призванная проводить геологоразведочные работы, утверждать запасы месторождений и передавать их в пользование добывающим компаниям. Одним словом - привлекать инвесторов. Однако НАК «Недра Украины» вела эту работу неудовлетворительно, занижала договорные цены, не могла добиться прозрачности условий тендеров. За это я и критиковал ее руководство.

- В чем отличие тендеров вашего министерства?

- На днях состоялись первые тендеры с новыми прозрачными условиями. Для этого я и подписал приказ о создании межведомственной рабочей группы по вопросам использования недр, куда вошли представители секретариата Кабмина, всех фракций Верховной Рады, Минэкономики, Минтопэнерго, Минпромполитики, Минуглепрома, Госпромтехнадзора и СБУ. Такой состав рабочей группы демонстрирует позицию министерства по данному вопросу, которое, скорее, делится правом на лицензирование, а не монополизирует его. Мы стремимся быть максимально открытыми и руководствоваться в своей деятельности в первую очередь государственными интересами.

- Чем ближе 2008 год, тем сильнее накаляются страсти вокруг продажи Украиной квот на выбросы парниковых газов. На каком этапе находится реализация положений Киотского протоколу к Рамочной конвенции ООН об изменении климата?

- Время от времени в прессе появляется информация о том, будто часть квот Украина продала за энную сумму. Это безосновательные слухи, так как Украина еще не обрела полноправного членства в составе стран-участниц Киотского протокола, не рассчитала свои квоты и не установила тариф на тонну газов. Все это будет решаться только тогда, когда Украина завершит работу над требованиями Рамочной конвенции ООН. В течение следующего года нам предстоит выполнить оставшиеся три пункта из семи обязательных. Также продолжается работа над созданием национальной системы инвентаризации выбросов парниковых газов, над составлением национального реестра единиц выбросов и поглощения парниковых газов. Когда все это будет выполнено и зарегистрировано в секретариате Рамочной конвенции, через полтора года Украина получит право пользоваться своими квотами.

Что общего у экономики и экологии?

- Назовите главные экологические проблемы Украины.

- Наша страна с точки зрения экологии одна из самых неблагополучных в Европе. Количество накопленных твердых бытовых отходов на душу населения превышает показатели США в 4,5 раза, Германии - в 25 раз, Великобритании - в 33 раза. А в экологически кризисных промышленных регионах эти цифры превышают американские показатели почти в 270 раз, евросоюзовские - в 1300-1800 раз. Общий объем отходов производства и сферы потребления в Украине достиг 35 млрд. тонн, а территория, на которой они складируются, превысила 130 тыс. га.

- Почему большинство программ, касающихся защиты окружающей природной среды, в Украине не выполняются?

- Знакомясь с положением дел в министерстве, я обратил внимание на то, что практически в каждом регионе Украины местные власти принимали весьма разумные программы, направленные на экобезопасность, минимизацию вредных для природы и человека последствий хозяйственной деятельности. Недешевые программы, должен заметить, требующие миллионов гривен. Но деньги вложены, а толку нет. В связи с этим хочу подчеркнуть: реализация любых программ на всеукраинском и местном уровнях должна иметь три показателя эффективности - экологический, экономический и нравственный. Последний подразумевает, что действие этой программы должен ощутить на себе каждый человек. Сегодня существует целый ряд указов президента Украины, постановлений Кабинета министров, призванных улучшить экологическую ситуацию. Однако проблемным остается вопрос их реализации на местах. Слова «экономика» и «экология» имеют единую составляющую - ЭКО. Так что не может быть экологии без экономики, а экономика без экологии бесполезна.

АиФ 37 (527) от 13.09.2006

Беседовал Денис КАМАНИН