2006-09-14

С дальним прицелом

Первые шаги нового правительства в нефтегазовой отрасли могут свидетельствовать о том, что государство продолжает вытеснять частный капитал из наиболее прибыльных секторов экономики.

Многолетние потуги государства по привлечению частного капитала в разработку нефтегазовых месторождений шельфа Черного и Азовского морей, вероятно, будут прекращены. В начале сентября новый министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявил: «Необходимо ориентироваться на выдачу лицензий (на разработку шельфа. — Прим. авт.) компаниям, которые поставляют энергоресурсы населению». Напомним, что из-за значительной разницы между тарифами на поставку газа предприятиям и населению эту «почетную обязанность» вынуждена выполнять практически исключительно НАК «Нафтогаз Украины» и ее дочерние предприятия. Ю. Бойко также сообщил, что в разработке шельфа будут принимать участие государственные компании, имеющие достаточные обороты.

Эту позицию, по сути, разделяет и министр охраны окружающей природной среды Василий Джарты, который на прошлой неделе раскритиковал работу нефтяной компании Vanco International за нарушения, допущенные при разработке нефтегазовых месторождений на Прикерченском нефтегазоносном участке. Итак, министры правительства Януковича, еще вчера нещадно критиковавшие политику Ю. Тимошенко по «огосударствлению» экономики, сегодня фактически идут по ее стопам.

Денег нет и не будет

Уже более 30 лет добыча нефти и газа в Украине падает со средними годовыми темпами 3,3-3,7%. Дабы увеличить добычу, авторы энергетической стратегии Украины до 2030 г. поставили перед правительством задачу увеличить в 6 раз по сравнению с показателями 2005 г. объемы поисково-разведывательного бурения. Планы, безусловно, наполеоновские, но на практике они пока финансированием не подтверждаются. Так, Госкомприродресурсов Украины ежегодно уменьшает выделение средств для НАК «Нафтогаз Украины» на проведение указанных работ: в 2003 г. — 35,1 млн. грн., в 2004 г. — 18 млн. грн., а в 2005 г. — 10 млн. грн. Для нефтегазовой отрасли это мизерные суммы. Расчеты специалистов свидетельствуют, что для достижения указанных в энергетической стратегии объемов добычи в период 2005-2010 гг. нужно ежегодно осуществлять капитальные вложения в добычу газа в общем объеме 2,1-2,3 млрд. грн. Для сравнения: в 2005 г. общий объем затрат на этот вид деятельности составил лишь 300 млн. грн.

Если собственных денег нет, то госкомпаниям придется брать кредиты. Действительно, как прогнозирует Юрий Бойко, на разработку месторождений на шельфе в ближайшие два года необходимо привлечь порядка $500-800 млн. Однако опрошенные «&» эксперты рынка единодушно высказывают сомнение, что такие средства удастся найти государственным компаниям, которые не могут самостоятельно вложить даже десятую часть этой суммы. Тем более что сегодня задолженность потребителей за использованный природный газ перед НАК «Нафтогаз Украины» составляет свыше 5,4 млрд. грн. Из-за этого некоторые дочерние предприятия компании фактически сворачивают программы по наращиванию объемов добычи газа.

Еще одна причина вероятной неудачи проекта, заявленного министром, — технологическая отсталость украинских компаний. Так, новые нефтегазоносные территории на глубоководном шельфе, где только глубина моря достигает 2000 м, украинским госкомпаниям практически недоступны. Так или иначе государству придется привлекать к разработке месторождений на шельфе иностранные компании (подробнее см. «&» №34 за этот год).

Обольщаться не стоит

В 1990-х гг. преимущественно мелкие иностранные компании, вытесненные крупными добытчиками с более привлекательных мировых рынков, помогали Украине разрабатывать ее недра. Их привлекали такие факторы, как невысокий уровень конкуренции на украинском рынке, несовершенное законодательство и отсутствие контроля в вопросе использования недр. Но то, что еще вчера стимулировало добычу энергоресурсов, сегодня серьезно тормозит отрасль и не дает более крупным компаниям выйти на украинский рынок с новыми технологиями и существенно нарастить добычу нефти и газа.

Юрий Бойко: «На разработку месторождений на шельфе в ближайшие два года необходимо привлечь порядка $500-800 млн».

Действия новых министров лишь усилят тенденцию по вытеснению иностранных компаний с украинского рынка. К примеру, сейчас, кроме Vanco International, под угрозой оказались многомиллионные инвестиции британского концерна «Регал Петролиум», специализирующегося на разведке и разработке нефтегазовых месторождений в Восточной Европе, акции которого котируются на Лондонской фондовой бирже. Работая на украинском рынке с 1999 г., только за первые пять лет концерн инвестировал более $30 млн. в газовые месторождения Полтавской области. Но в ходе совместной деятельности с «Регал Петролиум» «Черниговнефтегазгеология» (дочернее предприятие НАК «Надра України»), не неся материальных затрат, перестала выполнять условия договора. Подтверждением тому стало постановление Верховного суда о передаче физических активов совместного предприятия компании «Регал Петролиум». К тому же в результате одной из проверок министерской комиссии деятельности «Черниговнефтегазгеологии» были выявлены факты нарушения условий добычи полезных ископаемых по нескольким лицензиям. На этом основании «Регал Петролиум» обратилась в Госкомприродресурсов с ходатайством о передаче ей лицензий на право добычи газа на упомянутых полтавских месторождениях. В июне 2004 г. ходатайство было удовлетворено, однако «Черниговнефтегазгеология» опротестовала передачу лицензий в суде. В ходе затянувшейся судебной тяжбы действие лицензий, выданных «Регал Петролиум», было приостановлено, что привело к прекращению добычи газа и прямым убыткам компании. Многочисленные обращения к членам предыдущего правительства с просьбой разобраться в ситуации не дали никаких результатов. В связи с прекращением добычи газа на имеющихся скважинах под угрозой оказался и новый проект по инвестированию «Регал Петролиум» $250 млн. в освоение нефтегазовых месторождений в Прикарпатском регионе, на Донбассе и Черноморском шельфе (по этому проекту уже подписан договор о намерениях).

Как показывают последние тенденции, украинским частным компаниям не стоит обольщаться возможностью занять места, которые могут освободить иностранцы. Во-первых, доля мелких добытчиков украинской нефти зажата до 7,6% рынка. При этом объем добычи наиболее крупных украинских частных компаний сокращается. Во-вторых, у мелких частных украинских компаний необходимых средств на полноценную разработку крупных месторождений также нет. Здесь возможна лишь раздача уже разработанных месторождений мелким компаниям, приближенным к региональным и центральным властям.

Первые жесткие заявления нового Кабмина на топливно-энергетическом рынке могут послужить визитной карточкой экономической политики правительства Януковича в целом. В первую очередь это может коснуться таких секторов экономики, которые являются естественными монополиями или социально значимыми по своей сути и где велико доминирование субъектов государственной формы собственности. По прогнозам экспертов, такими отраслями могут быть связь, нефтепереработка, зернотрейдерский бизнес, сахарная отрасль. Вероятная цель наращивания влияния госкомпаний — их последующая «подковерная» приватизация.

 Украинско-польский скандал ухудшает инвестпривлекательность ТЭК

В Харьковской области разгорелся крупнейший украинско-польский инвестиционный скандал, который может обернуться для нефтегазовой отрасли Украины потерей $50 млн. иностранных инвестиций. Речь идет о Сахалинском нефтегазоконденсатном месторождении (обладает запасами: 15 млрд. куб. м природного газа; 1,7 млн. т газового конденсата; 1,7 млн. т нефти). Право на его разработку принадлежит «Полтавнефтегазгеологии» — дочернему предприятию НАК «Надра України». Но по договорам о совместной деятельности на месторождении ведут работы несколько инвесторов, крупнейший из которых — единственное украинско-польское СП по добыче углеводородов ЗАО «Девон». Его основным инвестором и акционером является «Польское Гурництво Нефтяное и Газовництво С.А.», крупнейший поставщик газа на внутреннем рынке Польши. Начиная с 2000 г. «Девон» уже инвестировало 65 млн. грн. в разработку месторождения. Планировалось, что природный газ собственной добычи будет направлен на обеспечение нужд приграничных областей двух стран.

Но в очередной раз инвесторы убеждаются, что госгарантии защиты иностранных инвестиций не работают в соответствии с действующим законодательством Украины, и защищать свои права приходится самостоятельно. «Девон» несколько лет был вынужден сначала отстаивать совместное с «Полтавнефтегазгеологией» право на проведение работ на месторождении, потом воевать с постоянно меняющимся руководством своих партнеров и НАК «Надра України». Дело в том, что когда компанией «Надра України» руководил Игорь Романенко, скважины, право на разработку которых принадлежит ЗАО «Девон», были переданы неким харьковским фирмам (их эксперты связывают с окружением руководства Харьковской обл.). Попытки продолжить инвестирование тормозятся и нынешним руководством НАК «Надра України», которая с октября 2005 г. рассматривает предложенную ЗАО «Девон» программу работ и финансовый план на 2006-2008 гг.

Чтобы не допустить потери контроля над вложенными капиталами, «Девон» в июле обратился в Киевский хозяйственный суд с требованием о запрете каких-либо действий на спорных скважинах до окончательного судебного решения. В ответ на это в Хозяйственный суд Харьковской области банком «Базис» (один из акционеров — губернатор Харьковщины А. Аваков) против ЗАО «Девон» был подан встречный иск с мотивацией, что по причине судебного спора банк рискует не получить возврат кредита, который он выдал одному из новых владельцев скважин. В итоге суд наложил арест на счета ЗАО «Девон», а исполнительная служба Харьковской области описала имущество предприятия. Вследствие этих скандалов собрание акционеров украинско-польского предприятия, которое планировалось провести в начале сентября с целью решения вопроса увеличения уставного фонда СП на $10 млн., было сорвано.

Ситуацию усугубляет еще и то, что часть уже вложенных инвестиций ЗАО «Девон» — это кредитные средства западных банков. А невыполнение этих кредитных обязательств повлечет разбирательства в международных арбитражах, а также спровоцирует привлечение к решению этого спора НАК «Надра України» и «Полтавнефтегазгеологию». «Подобные ситуации — не редкость для Украины, — констатирует «&» директор консалтингового агентства Rubi Consulting Артем Биденко. — От вмешательства приближенных к власти компаний страдают и иностранные, и украинские инвесторы. Но в отличие от Украины польское государство жестко отстаивает интересы национального бизнеса. Учитывая объем инвестиций и вес вовлеченных инвесторов, данный конфликт может нанести серьезный удар по инвестпривлекательности украинского ТЭКа».