2012-03-01

Россия. Общественники Дагестана обсудили проблемы недропользования и индустрии стройматериалов

29 февраля в Махачкале комиссия по вопросам экономического развития и охраны окружающей среды Общественной палаты Республики Дагестан провела слушания на тему «Недропользование в Дагестане и пути развития индустрии строительных материалов».

Общественные слушания проводились с целью консолидации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, надзорных и контрольных органов, научных сообществ и общественных организаций в решении проблем развития индустрии строительных материалов на основе использования минеральных ресурсов Дагестана при обязательном соблюдении всех экологических требований недропользования. В них приняли участие представители профильных министерств и ведомств республики, Управления по недропользованию по РД, Росприроднадзора по РД, Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, научных учреждений и республиканских общественных организаций.

В соответствии с законодательством о недрах в ведении субъектов Российской Федерации находятся общераспространенные полезные ископаемые. Это строительные пески, песчано-гравийные материалы, известняки для производства бута и пильных стеновых материалов, кирпичные и керамзитовые глины, облицовочные материалы и т.д.

В ходе слушаний было отмечено, что республика располагает значительными сырьевыми ресурсами, необходимыми для производства строительных материалов. Так, объем разведанных запасов глины в Дагестане составляет 100 миллионов кубических метров, песчано-гравийных смесей – более 250 миллионов кубических метров, известняка – более 29 миллионов кубических метров, гипса – примерно на 50 миллиардов рублей. Кварцевого песка в республике достаточно для стабильного развития отрасли в течение длительного периода. По расчетам министерства экономики РД и института геологии ДНЦ РАН, нерудное сырье, главным образом стройматериалы, в стоимостном выражении опережают все остальные виды сырья в Дагестане.

В настоящее время в республике функционируют 160 предприятий, имеющих лицензии на право пользования недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых. В Дагестане строительным бизнесом занимаются более 3000 организаций и фирм, в отрасли заняты более 50 тысяч человек. В республике продолжается строительный бум, Дагестан занимает ведущее место среди субъектов РФ по строительству жилья. Однако, несмотря на имеющиеся в республике большие объемы сырья, большинство стройматериалов завозится из других регионов Российской Федерации.

Между тем, в республике есть все, что необходимо для развития производства широкого ассортимента современных конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций, обеспечивающих долговечность и архитектурную выразительность зданий и сооружений. Агентством инвестиций и внешнеэкономических связей Республики Дагестан подготовлен проект по созданию кластера индустрии строительных материалов. Строительный кластер Республики Дагестан включает в себя три направления: организацию добычи и переработки гипсового сырья, возведение строительного комбината и строительство завода по производству агломератной плитки.

Отдельным аспектом рассматриваемого вопроса при недропользовании является соблюдение природоохранного законодательства. Одним из основных нарушений законодательства, которые допускаются организациями и физическим лицами, занимающимися разработкой карьеров по добыче общераспространенных полезных ископаемых, является осуществление указанной деятельности без соответствующей лицензии и других правоустанавливающих документов; невыполнение требований по восстановлению (рекультивации) нарушенных земель, захламление земель отходами и т.п.

По словам заместителя председателя ОП РД Сапарбейга Абдуллаева, результативность принимаемых министерством природных ресурсов и экологии РД совместно с правоохранительными органами мер по наведению порядка в сфере недропользования по добыче общераспространенных полезных ископаемых, по оценке самого министерства, пока недостаточна.

«Государственное регулирование отношений недропользования на территории республики осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля в области охраны и использования недр на основе принципа невмешательства исполнительных органов власти, органов местного самоуправления в хозяйственную деятельность недропользователей. В этой связи к участию в общественных слушаниях мы пригласили представителей органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, органов контроля и надзора, осуществляющих регулирование отношений недропользования на территории республики, а также представителей научных сообществ и природоохранных общественных организаций с тем, чтобы как можно разностороннее обозначить существующие проблемы в этой сфере и принять Рекомендации, обеспечивающие, на наш взгляд, поступательное развитие индустрии строительных материалов в республике. Окончательная редакция Рекомендаций будет сформирована, исходя из ваших предложений в ходе проводимых слушаний, и будет доведена до каждого исполнительного органа республики», - сказал С. Абдуллаев.

Так как в общественных слушаниях не смогли принять участие законодательные органы власти республики - председатели комитетов Народного Собрания РД по экологии и природным ресурсам и по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, С. Абдуллаев несколько подробнее остановился на важности правового аспекта рассматриваемого вопроса, от решения которого во многом будут зависеть положительные сдвиги в сфере недропользования в Дагестане.

«Бытует мнение, что в вопросах недропользования государство «обделено», гражданское общество знает об этом то, что «положено» знать, и почти не участвует в решении проблем недропользования, а инвесторы и недропользователи жалуются на частые изменения «правил игры», двойные стандарты, применяемые государством, которые, по признанию многих экспертов, не отвечают требованиям экономических реформ и инновационного развития. Регулярно вносимые в закон «О недрах» поправки, безусловно, способствуют устранению имеющихся коллизий. Однако в целом следует отметить, что в большинстве случаев поправки к закону принимаются без своевременного сопровождения их подзаконными актами и нормативными документами, устанавливающими конкретный и детальный механизм реализации статей закона. Зачастую такой необходимый механизм заменяется протокольными решениями оперативно созданных «рабочих групп», «уполномоченных комиссий» и другими формами и форматами совещаний», - считает С. Абдуллаев.

В этой связи, отметил С. Абдуллаев, необходима гармонизация законодательной и нормативной базы в сфере недропользования, начиная с вопроса установления недровладельцем детальной регламентации лицензионных условий, определения подробного порядка действий недропользователя, в случае возможного их нарушения, и заканчивая строго определенными, не дающими возможности двойного толкования нормами, устанавливающими уголовную и административную ответственность в сфере нарушения правил недропользования.

Первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РД Марат Алиомаров рассказал о состоянии использования общераспространенных полезных ископаемых в республике. По его словам, лицензии предприятиям на освоение недр в основном выданы по заявительному принципу на основе проведенных геологоразведочных работ за счет собственных средств собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков. Данные предприятия в основном обеспечивают строительную индустрию республики глиной для производства кирпича, строительным песком, щебнем, гравием, стеновыми блоками, бутовым камнем, изделиями из облицовочных камней. В результате проведенной минприроды РД работы достигнута положительная динамика по увеличению объемов добычи и платежей по налогу на добычу полезных ископаемых.

Основные проблемы, связанные с добычей общераспространенных полезных ископаемых в республике: незаконная разработка без правоустанавливающей документации, заниженная уплата недропользователями налогов в бюджеты различного уровня, а также недостаточное использование имеющегося ресурсного потенциала недр республики. В целях прекращения незаконных разработок минприроды РД совместно с правоохранительными органами и другими заинтересованными ведомствами постоянно проводятся мероприятия, направленные на наведение порядка в указанной сфере деятельности.

За 2011 год проведены 157 проверок деятельности карьеров (в том числе 38 совместно с другими министерствами, ведомствами и правоохранительными органами) по соблюдению природоохранного законодательства, проведены 4 рейдовые выездные проверки по пресечению незаконной деятельности карьеров. В ходе проверок за нарушения законодательства в сфере недропользования минприроды РД вынесено 74 постановления на общую сумму штрафов в размере 2464 тысячи рублей, из них взыскано 478 тысяч рублей. По результатам проведенных проверок подсчитана сумма доходов, извлеченная в результате безлицензионного пользования недрами на этих участках, что составляет 25972761 руб., а убытков по НДПИ - 1428441,5 руб.

«По всем карьерам проводятся мероприятия по приведению их деятельности в соответствии с законодательством. Однако регулярно в сезонное время возникают стихийные карьеры в разных частях республики, особенно на побережье Каспийского моря, из-за отсутствия альтернативной сырьевой базы и проблемой обеспечения прибрежных городов строительным песком. Для их выявления и ликвидации совместно с правоохранительными органами министерство принимает меры в рамках предоставленных полномочий», - отметил он.

РИА "Дагестан"