2020-12-28

Новый экологический кодекс Казахстана: баланс экологических интересов

Новый Экологический кодекс принят Сенатом и готов к подписанию Главой государства. Он разрабатывался с учетом мнений широкого круга экспертов, общественности и бизнеса. Проделана масштабная совместная работа, и сегодня можно с уверенностью утверждать, что документ вобрал в себя практически все прогрессивные международные требования в области экологии.

В течение года велось активное обсуждение всех его норм, свои предложения внесли и отстояли разные категории граждан. Ведь от того, каким будет новое экологическое законодательство, в отдаленной перспективе зависит качество жизни и здоровье каждого из нас.

Гражданское общество и НПО выступали за усиление роли общественности при рассмотрении и принятии решений, связанных с воздействием на окружающую среду. И теперь в Эко-кодексе четко прописано, что все заинтересованные стороны смогут участвовать в обсуждении крупных проектов, например, строительства предприятий, оказывающих определенное антропогенное воздействие.

С предложениями стимулировать проекты по снижению уровня загрязнения окружающей среды выступил Международный финансовый центр «Астана». В результате приняты меры по увеличению государственной поддержки зеленых проектов. Ожидается, что их доля вырастет до 5% в 2021 году с дальнейшим ростом до 9% в течение ближайших пяти лет.

Экономическое стимулирование на сегодняшний день пока что самый эффективный способ заставить предприятия-загрязнители «озеленяться». К примеру, «Дорожная карта бизнеса-2025» будет субсидировать до 50% ставок по зеленым кредитам и облигациям.

Важные и практические поправки предлагали и сами промышленники, активно участвуя в ходе обсуждения Эко-кодекса. Ведь именно им в первую очередь важны нормы, которым они должны будут соответствовать и которые помогут им быть конкурентоспособными на мировом рынке.

Основные предложения касались выдачи комплексных экологических разрешений, внедрения наилучших доступных технологий (НДТ), управления отходами производства, применения автоматизированных систем мониторинга. Озвучены и рекомендации по привлечению к ответственности предприятий за не достижение требуемых показателей.

Итак, комплексные экологические разрешения будут получать предприятия первой категории с 2025 года при условии разработки ими программ повышения экологической эффективности, направленных на сокращение эмиссий в окружающую среду. Определили 50 таких предприятий в наиболее загрязняющих отраслях - нефтегазовой, горно-металлургической, химической и электроэнергетической. И ужеприступили к разработке отраслевых справочников по НДТ, где и будут собраны технологии «озеленения».

В качестве поддерживающей меры со стороны государства принято освобождение этих предприятий от экологических платежей при условии внедрения на протяжении 10 лет программ по повышению экологической эффективности. То есть средства, которые раньше шли в бюджет за эмиссии, будут направляться непосредственно на модернизацию предприятий и улучшение экологической обстановки.

В числе других инициатив получила развитие система регулирования выбросов парниковых газов. Соответствующее законодательство разработано еще в 2011 году, но были упущены серьезные моменты по системе квотирования и торговли данными выбросами.

Одним из главных новшеств Эко-кодекса является принцип «загрязнитель платит и исправляет», что подразумевает меры по предотвращению загрязнения и контролю, а также ответственность за восстановление причиненного природе ущерба. Сейчас предприятия просто платят штрафы и продолжают дальше загрязнять окружающую среду, ухудшая таким образом здоровье граждан. Теперь промышленники должны будут купить самое современное оборудование для сокращения выбросов и утилизации отходов.

Конечно, предприятиям будет сложно обходиться собственными силами с модернизацией техники. Да и найти все необходимое, в том числе персонал, в Казахстане, наверняка, будет сложно. НДТ дорого обходятся и в момент строительства, и в период эксплуатации. И в результате это может сказаться на себестоимости производимых товаров и услуг.

Но не делать эти шаги попросту нельзя. Та же Европа шла к своим высоким стандартам не одно десятилетие. Планомерная работа там идет с конца 1970-х - начала 1990-х годов. В соседней России тоже ориентируются на прогрессивные европейские требования, но учитывают и нашу совершенно иную сырьевую базу. Многие предприятия на территориях наших стран были построены еще в советское время, и на некоторых из них нет даже места для установки той или иной зеленой технологии.

Нельзя забывать, что сейчас, чтобы быть конкурентоспособной, продукция должна соответствовать всем экологическим нормам и требованиям. Но и природопользователям не справиться в одиночку. А потому необходим баланс интересов и бизнеса, и государства, и обычных граждан, которые хотят жить в экологически благополучных районах. И новый Экологический кодекс движется в этом направлении.