Вчера Госдума приняла во втором чтении поправки в статью 17 закона "О недрах". Поправки упрощают передачу прав пользования участками недр от материнской компании к дочерней и между дочерними компаниями, а также отменяют нынешнее требование переоформления лицензий при переходе прав. В Госдуме считают, что это активизирует инвестиции в разработку недр. Отметим, действующий порядок перехода лицензий был причиной множества корпоративных конфликтов, в первую очередь вокруг "Газпрома".
Главная причина появления в Госдуме поправок к закону "О недрах" заключается в том, что в действующей редакции закона никак не регламентирована передача прав на лицензионные участки между материнской и дочерними компаниями. Поэтому для того, чтобы сейчас передать права пользования недрами в рамках вертикально интегрированных компаний, необходимо воспользоваться другой нормой закона – о передаче прав новому юридическому лицу. Иными словами, для передачи прав пользования внутри вертикально интегрированных компаний им приходится учреждать новые юридические лица.
По мнению председателя думского комитета по экологии Владимира Грачева, действующая редакция закона требует от владельцев лицензий дополнительных финансовых затрат, связанных с созданием и функционированием новой компании-недропользователя. Это "неоправдано увеличивает стоимость инвестиционных проектов и сроки реализации проектов по разработке участков недр", полагает депутат.
Глава 17 закона "О недрах" регламентирует переход права пользования участками недр от одной компании к другой. Право пользования участками недр переходит при слиянии компаний, присоединении одной компании к другой, разделении компании, банкротстве компании при соблюдении определенных условий. Например, если компания, обладающая правом пользования, присоединяется к другой компании, то право пользования переходит к новой компании лишь в том случае, если она отвечает требованиям, предъявляемым к пользователям недр, имеет квалифицированных специалистов, а также финансовые и технические средства безопасного проведения работ.
Теперь же поправками предлагается ввести отдельную норму о возможности передачи права пользования участком недр от основного общества к дочернему или между дочерними компаниями – при условии, что "дочки" соответствуют требованиям, предъявляемым к пользователям недр, условиям проведения конкурса или аукциона на данный участок, а также условиям лицензии на пользование данным участком. Поправки явно облегчают корпоративные перестройки в нефтяных и газовых компаниях, резко снижая объем затрат компаний на юридическое сопровождение реструктуризаций.
Кстати, принятые во втором, основном чтении поправки отменяют и нынешнее требование переоформления лицензии при переходе права пользования участком недр. Порядок переоформления лицензий устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр. Отметим, именно вокруг переоформления лицензий в последние четыре года возникает множество корпоративных конфликтов, особенно много их было вокруг совместных проектов "Газпрома" с независимыми газовыми компаниями 90-х годов. В них были вовлечены такие компании, как "Итера" и НОВАТЭК, часть разбирательств продолжается до сих пор.
Как считают в думском комитете по природопользованию, принятые поправки будут побуждать крупные вертикально интегрированные структуры к инвестированию в развитие ресурсной базы, выбору более эффективных способов разработки и изучения участков недр, построению более прозрачной корпоративной структуры, а также удешевлению инвестиционных проектов. Но прежде всего они снижают инвестиционные риски, возникающие при "переходе лицензии".