2005-12-26

Донбасс готов добывать газ с глубины 7 км

По информации еженедельника «2000» (№ 24 от 17 июня 2005 г.), этот регион имеет залежи природного газа 12 трлн. м3

Потребности Украины в голубом топливе составляют 80 млрд. м3 в год, из них около 30% потребляет Донбасс.

Чтобы осуществлять крупные проекты, современный бизнес использует наукоемкий метод логистики. С этой целью в мире строятся отдельные здания и запускаются специальные спутники. В настоящее время украинская логистика находится на подъеме, применяются кластерные технологии управления, математические матрицы и др. Ее последнее слово — экстеншн-сервис как система интеллектуального сервиса производственной и социальной сферы жизнедеятельности людей в регионе. Донбасс имеет свое машиностроение, науку, опыт внедрения крупных проектов и готов добывать для всей Украины природный газ.

Новый закон (№2850-4) от 08.09.2005 г. «О стимулировании развития регионов» вступает в силу 01.01.2006 г. и поспособствует реализации данного проекта, цель которого — преодоление энергетической зависимости Украины. В прошлом веке наша страна добывала природный газ с глубины 4 км, в то время как все стратегические запасы голубого топлива расположены на глубине 6—7 км. Россия освоила добычу своего газа с глубины 3 км. Соответственно создавалась буровая техника для глубин 3 — 4 км, которую и закупала Украина, никогда не выпускавшая своей. Где теперь нам закупать машины для бурения на глубину до 7 км? Ближайшая страна, где их производство освоено по кооперации с фирмами США, — Румыния. Эта техника дорогая и не соответствует нашим стандартам. Неужели мы будем тратить свои деньги на развитие Румынии? Главная цель нашего проекта — срочно приступить к изготовлению собственной буровой техники для проходки скважин на глубину до 7 км.

Бурение и освоение техники необходимо начать в Донбассе, где имеются залежи газа и собственное машиностроение.

В 1994 г. автор этих строк был руководителем и исполнителем разработки программы «Газ Донецкой области». Она спланирована совместно с Изюмской, Полтавской и Артемовскими геологическими экспедициями и финансировалась из бюджета по заказу зампредседателя по исполнительной работе Донецкого облсовета народных депутатов А. А.Лукьянченко при поддержке руководителя Краматорска А. М.Близнюка. Для реализации проекта добычи газа в Донбассе мы создали с Россией совместное предприятие с иностранными инвестициями «Уралмаш-Лиман». Учредителем с российской стороны выступил завод «Уралмаш», единственный в СНГ поставщик тяжелой буровой техники для проходки скважин на глубину до 4 км. Россия внесла в уставный фонд буровое оборудование. Наш проект доказывал, что природный газ в Донбассе находится на разных глубинах — от 3 до 7 км, в т. ч. под действующими шахтами (природный газ и шахтный метан имеют одинаковую природу, их химсостав на 95% совпадает), причем в геологических структурах с крутой ломкой пластов и имеет выход под большим давлением в действующие шахты, что не раз приводило к авариям.

Однако в связи с отсутствием финансирования в регионе мы были вынуждены передать это оборудование действующим предприятиям Украины. Это дало возможность Ахтырской и Полтавской нефтяным компаниям увеличить добычу нефти в нашей стране, повысив их долю до 65%.

Все документы по этой программе находятся в архиве облгосадминистрации Донецкой области.

Наш Байконур — это недра Украины

По данным НАК «Нефтегаз-Украина», до 2010 г. нашей стране требуется 128 буровых установок собственного изготовления для проходки скважин глубиной до 4 км — буровые установки грузоподъемностью 225 т (мобильные, на автоходу), а также стационарные грузоподъемностью 320—450 т для проходки скважин глубиной до 7 км.

Известно, что в СССР все стартовые наземные комплексы для запуска ракет (в т. ч. «Энергия— Буран») изготовили машиностроители Донбасса.

Военные пусковые установки для ракет на 50% могут быть использованы для буровых установок грузоподъемностью 225 т. Остальное оборудование на 70% по узлам изготавливают украинские предприятия в виде запчастей к действующему.

С 2005 г. рассекречены военные машиностроительные предприятия Донбасса, и теперь можно приступить к производству собственной буровой техники.

Силовые узлы установок и управление должны быть только на электроприводе (исключить применение дизельного привода!), ведь Украина покрыта густой сетью высоковольт-ных линий. Электрические буровые экологически безопасны. Освоены технологии скоростной проходки скважин на глубину до 7 км за 90 суток (вместо 270, как сейчас).

Буровые установки грузоподъемностью 225 т должны быть мобильными (как ракетоносцы) на автотрейлерах высокой проходимости, а грузоподъемностью 450 тонн — состоять из крупных блоков быстрой монтажности.

Во времена СССР предприятия Донбасса так или иначе участвовали в добыче нефти и газа в СССР (поставка труб, стальных канатов, циркуляционных систем, концентраторов буровых растворов и другое).

Этот опыт необходимо использовать для создания собственной буровой техники.

«Хрестище» идет на лом

На границе Донецкой и Харьковской областей (в селе Хрестище) до развала СССР работала уникальная буровая установка грузоподъемностью 320 т. Она принадлежала Изюмской нефтегазовой экспедиции (входила в структуру «Госкомгеологии» Украины). Это параметрическая (поисковая) скважина глубиной около 6 км. Она должна была обнаружить газ и нефть в Донбассе. Буровая прошла почти 5 км и остановилась, были найдены залежи газа и нефти, но произошел развал СССР, средств, в т. ч. для покупки труб, не выделялось. Скважину законсервировали, буровую, которая питалась электроэнергией от Николаевской теплоэлектростанции и не требовала дизельного топлива, недавно списали на лом. В то время как в мире только две страны имеют опыт бурения на глубину до 7 км. Это США и Украина. Если свою буровою установку наша страна списала на лом, то в Соединенных Штатах они приравниваются к стратегическим объектам и находятся на учете государства как обеспечивающие национальную безопасность державы в области энергетики.

«Ястреб» уходит в море

Одна из фирм США создала новый тип буровой установки для добычи нефти и газа на морском шельфе (альтернатива строительству морских платформ в море). «Ястреб» монтируется на берегу и ведет бурение наклонных скважин под морское дно длиной более 20 км. Мощность установки — до 10000 кВт. Украине необходимы такие установки.

Добыча нефти и газа со дна Азовского и Черного морей экологически безопасна, там находятся огромные запасы гидратов (осадки на морском дне), содержащие метан. Исследовательские работы научно подтвердили экономическую целесообразность добычи газа.

Такие буровые установки могут изготавливать машиностроители Донбасса. Подобные агрегаты, но большей мощности, уже созданы для металлургии.

Изготовление собственных «ястребов» даст возможность выйти на мировой рынок для добычи нефти и газа. Ведь Россия еще не имеет такого оборудования.

Эта техника фактически находится на уровне космической, и для ее разработки и производства требуются высокие технологии в различных областях национальной экономики.

Время украинских кластеров

Инициатива реализации предложенного проекта должна исходить, по нашему мнению, от облгосадминистрации Донецкой области. Предлагаем условно назвать проект «Добыча природного газа и организация производства собственной буровой техники на территории Донбасса». Для производства буровой техники государство должно передать в пользу проекта незавершенное строительство пресса мощностью 45000 т в Краматорске (начатое еще при СССР), где имеются здания, фундаменты и подвод энергоносителей. Ранее краматорские машиностроители изготовили пресс мощностью 65000 т для Франции, где он штампует основные детали для крупных аэробусов. На производственной базе пресса 45000 т Украина может производить буровые установки любого класса. Для собственной добычи природного газа предлагается привлечь Министерство угольной промышленности, в составе которого подразделение Спецшахтобурение, имеющее мировой опыт проходки вертикальных стволов и скважин с использованием буровой техники.

Наш проект предусматривает исключение выбросов газа в шахту и позволяет использовать незадействованные трудовые ресурсы Донбасса.

Этот регион имеет практический опыт создания крупных кластерных систем, где на мировом рынке трудятся системные менеджеры, дающие бюджету Украины свыше 50% валюты.

В области работают институты НАНУ, а такие вузы, как Донбасская государственная машиностроительная академия (Краматорск) и Донецкий национальный технический университет (Донецк), готовы ежегодно выпускать тысячи инженеров разных специальностей для нашего проекта.

Это будет первый региональный экстеншн-сервис, новый подход к добыче природного газа, пример комплексного регионального развития для других областей Украины.

Анатолий Занин, доктортехнических наук, академикУкраинской технологической академии