2005-11-29

Больше газа!<BR> <I>Новый приоритет инвестиционной политики Туркменистана</I>

Чем ближе дата начала поставок "большого" газа в Россию, тем больше внимания Туркменистан обращает на необходимость разработки газовых месторождений. Планируя с 2007 года резкое наращивание объемов продажи природного газа "Газпрому", Ашхабад стремится не упустить и других покупателей "голубого топлива", как нынешних, так и потенциальных. Желание продавать больше газа и по возможности, в разных направлениях, Туркменистан подкрепляет новой инвестиционной политикой в отношении разработки газовых месторождений. Для увеличения добычных мощностей туркменские власти намерены привлекать к газовым проектам иностранные компании, предоставляя им возможности для экспорта.

ОСТАТЬСЯ В ИГРЕ

К 2010 году Туркменистан планирует увеличить экспорт газа до 100 млрд куб.м по сравнению с 42 млрд куб.м в прошлом году. Эти ожидания базируются, главным образом, на подписанном с "Газпромом" долгосрочном соглашении о поставках природного газа до 2028 года, а также на готовящемся аналогичном соглашении с Национальной компанией "Нафтогаз Украины".

Эти компании сейчас являются основными покупателями туркменского газа. В 2004 году "Нафтогаз Украины" импортировал из Туркменистана 31,4 млрд куб.м, "Газпром" - 4,8 млрд куб.м газа. В этом году импорт газа, как ожидается, составит соответственно 36 млрд куб.м и 4 млрд куб.м. После 2006 года, когда нынешний контракт с "Нафтогаз Украины" закончится, "Газпром" рассчитывает остаться единственным покупателем туркменского газа. Российский major уже в 2007 году намерен купить 50 млрд куб.м туркменского газа, а в последующие годы собирается постепенно увеличивать закупки до уровня 80-90 млрд куб.м в год. В то же время "Нафтогаз Украины" и Ашхабад планируют заключить новый контракт на поставку 30-35 млрд куб.м газа в год, начиная с 2007 года сроком на 25-30 лет.

Обещая газ обоим импортерам, президент Туркменистана Сапармурат Ниязов рассчитывает в перспективе довести экспорт в северном направлении до 110-125 млрд куб.м в год. Не отдавая предпочтения никому, Ниязов сохраняет возможность повышать цену на газ для конкурирующих между собой Москвы и Киева. В частности, в середине ноября этого года глава Туркменистана заявил о повышении стоимости газа с нынешних $44 до $60 за 1000 куб.м, начиная с 2006 года.

Однако для планируемого большого экспорта газа Туркменистану не достаточно существующих промысловых и транспортных мощностей. По данным ГК "Туркменгаз", существующие мощности по добыче и подготовке газа способны обеспечить поставку из Туркменистана до 80 млрд куб.м газа в год. В то же время по газотранспортной системе Средняя Азия -- Центр (САЦ) из-за ограниченных мощностей узбекского участка можно прокачать не более 45 млрд куб.м туркменского газа в год. После планируемой реконструкции САЦ пропускная способность всей системы на границе Казахстана с Россией в лучшем случае составит 80-90 млрд куб.м. Причем из этого объема около 30 млрд куб.м планируют экспортировать Узбекистан и Казахстан, а Туркменистану придется довольствоваться оставшимися мощностями.

Поэтому Ашхабад предлагает Москве и Киеву построить новый, Прикаспийский трубопровод мощностью 30-35 млрд куб.м в год. По нему планируется обеспечить экспорт большей части дополнительного объема туркменского газа. При этом Ашхабад готов поставлять новые десятки миллиардов кубов газа тому, кто станет инвестором нового трубопровода. Как заявил на конференции "Нефть и газ Туркменистана-2005" вице-премьер туркменского правительства Атамырат Бердыев, "мы готовы продавать газ в любой точке на границе Туркменистана всем заинтересованным покупателям, включая поставку на берегу Каспийского моря".

Прикаспийский трубопровод планируется из Западного Туркменистана, где ежегодная добыча не превышает 10 млрд куб.м газа, из которых половина экспортируется в Иран по трубопроводу Корпедже--Курткуи. К тому же Западный регион не связан магистральными трубопроводами с основным газоэкспортным центром Туркменистана, расположенным на юго-востоке и востоке страны. Поэтому ресурсной базой для Прикаспийского газопровода с заявленными объемами до 35 млрд куб.м в год являются, главным образом, месторождения природного и попутного нефтяного газа туркменского сектора шельфа Каспия и в меньшей степени - прибрежной зоны. Но чтобы их достать, Ашхабаду необходимы крупные вложения в разработку месторождений. По оценкам, в освоение морских проектов туркменского шельфа к 2020 году понадобится инвестировать $25,2 млрд, что составит 40% от общего объема капиталовложений в нефтегазовую отрасль на этот период.

СО ДНА МОРСКОГО

Перспективы открытия новых крупных залежей газа на месторождениях суши в Западном Туркменистане невелики, а промышленные запасы газа составляют не более 180 млрд кубометров. В то же время, ресурсы туркменского сектора Каспийского моря оцениваются специалистами компании Western Geco (США) в 5,5 трлн куб.м газа без учета данных уже законтрактованных блоков.

Прогнозы американских геологов о высокой вероятности обнаружения новых значительных месторождений газа на туркменском шельфе подтверждаются практикой тех компаний, которые уже разрабатывают морские блоки. Так, малазийская компания Petronas по результатам сейсмических исследований и бурения 7 разведочных и оценочных скважин на "Блоке 1" заявила о запасах газа в объеме 1 трлн кубометров. Экспертизу для подтверждения выявленных запасов Блока 1 проводит компания "Гафни Клайн". С 2007 года Petronas планирует начать промышленную разработку блока и намечает в перспективе довести добычу до 10 млрд кубометров газа в год. Компания Dragon Oil (ОАЭ-Великобритания), уже добывающая нефть на морском блоке "Челекен", также имеет газ и рассчитывает к 2010 году добывать его в объеме 1,5 млрд кубометров в год.

Petronas в этом году провела переговоры с Ашхабадом относительно возможностей экспорта своего газа. По словам источника в туркменском правительстве, стороны уже определили принцип, по которому будет осуществляться экспорт. Ашхабад готов предоставить свои газотранспортные сети для транзита петронасовского газа. Поиск покупателя малазийская компания будет осуществлять самостоятельно. Если учесть, что ранее власти Туркменистана категорически не соглашались на экспорт газа зарубежных инвесторов, то разрешение для Petronas свидетельствует о смене курса в инвестиционной политике Туркменистана.

Оценив новую позицию Ашхабада, другие зарубежные инвесторы активизируют свои действия на туркменском шельфе. Германская Wintershall заключила с Министерством нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана соглашение на исследования 6-ти блоков на севере туркменского сектора моря. После определения наиболее перспективных зон нефтегазонакопления компания планирует заключить договор о разделе продукции по одному из блоков. Консорциум "Зарит" в составе российских компаний "Итера", "Роснефть", "Зарубежнефть" и концерна "Туркменнефть" планирует в ближайшие месяцы заключить СРП с правительством Туркменистана на разработку объединенного блока 29-31 в южной части туркменского шельфа. Проект соглашения на раздел продукции по этому блоку уже проработан и передан на утверждение правительства Туркменистана. Российский ЛУКОЙЛ, украинская "Нафтогаз", китайская CNPC также ведут переговоры с туркменским правительством по разработке морских блоков.

ГАЗОВЫЙ ФАКТОР В ФАВОРЕ

Для реализации своих амбициозных газоэкспортных планов Ашхабад решил по-новому расставить приоритеты в реализации Национальной программы по освоению морских блоков, принятой в 2000 году. Раньше "газовый фактор" в морских проектах рассматривался как сопутствующий, инвесторы могли экспортировать только нефть, не имея возможности для коммерческого сбыта газа. В результате игнорирования интересов инвесторов и газовых возможностей морских проектов освоение туркменского шельфа шло крайне медленно.

Сейчас ситуация становится иной - Туркменистан демонстрирует повышенное внимание к газовой составляющей морских проектов. Ашхабад инициирует переговоры с Москвой и Тегераном о трехстороннем сотрудничестве на шельфе, приглашает на шельф компании из Ирана, который также покупает туркменский газ, обещает поддержку зарубежным инвесторам в газовом экспорте. Таким образом Туркменистан стремится форсировать развитие газовой отрасли, чтобы обеспечить резкий рост добычи и экспорта сырья, в первую очередь, в западном регионе страны.

Государственная поддержка зарубежных инвесторов со стороны Туркменистана в отношении экспорта газа может ускорить реализацию и других проектов по транспортировке газа на внешние рынки. В настоящее время Ашхабад активно продвигает проект газопровода Туркменистан-Афганистан--Пакистан (ТАП) с возможностью его продления до Индии. На конец декабря этого года - начало января 2006 года намечено очередное заседание рабочей группы по проекту ТАП, на котором предполагается сформировать международный консорциум по строительству трубопровода.

С этого года Ашхабад предпринимает конкретные шаги для возможности поставок газа в китайском направлении. В середине этого года Туркменистан пригласил китайскую национальную нефтяную корпорацию (CNPC) на проведение геологической разведки на перспективных структурах правобережья Амударьи. В сентябре китайцы приступили к подготовке ТЭО проекта. Как сообщил представитель CNPC, понадобится всего один-два года на разведку, по результатам которой компания может подписать соглашение на раздел продукции. Освоение правобережья Амударьи, перспективного главным образом на газ, китайцы связывают с возможностью его экспорта в свою страну.

Привлекая зарубежные компании к газовым добычным проектам, Туркменистан стремится обеспечить сырьем будущие экспортные трубопроводы. Эта политика может облегчить Ашхабаду и поиск инвесторов в строительство газопроводов. Поэтому компании, которые предложат свои услуги не только в разработке газовых месторождений, но и в строительстве трубопроводов, будут особенно востребованы в Туркменистане и соответственно могут рассчитывать на "зеленый свет".