2006-11-28

Горные машиностроители дорыли до Китая

В ноябре украинские производители горно-шахтного оборудования (ГШО) заявили о своих амбициях на весьма привлекательном азиатском рынке. Донецкая компания «Укруглемаш» выиграла тендер на поставку ГШО, объявленный одной из индийских компаний. А ведущий производитель бронетанковой техники — Харьковский завод им. Малышева, — в числе прочих развивающий и горно-шахтное направление, сообщил о намерениях закрепиться на крупнейшем в мире рынке угледобычи — китайском.

«Укруглемаш» выиграл тендер на поставку горнодобывающего комплекса на общую сумму $23 млн. Украинское оборудование будет работать на угольных пластах толщиной 2–3,5 м. В компании не разглашают имени индийского контрактера и подробностей тендера. Возможно, это связано с тем, что по индийским законам после объявления победителя заказчик еще должен детально ознакомиться с производственными возможностями украинской компании, и только тогда ее заводы смогут приступить к выполнению контракта. Однако, по всей видимости, «Укруглемашу», который называют совместным горно-машиностроительным проектом донецких олигархов — Рината Ахметова (СКМ), Виталия Гайдука и Сергея Таруты (ИСД), а также Игоря Гуменюка (АРС), не придется краснеть за своих машиностроителей. Флагман группы — Дружковский машзавод — имеет в СНГ репутацию ведущего производителя механизированных крепей и статус восточноевропейского монополиста по шахтным и горно-рудным вагонеткам. Проходческими комбайнами в составе «Укруглемаша» занимаются горловские машиностроители, «Донецкгормаш» специализируется на скребковых конвейерах, Новгородский машзавод конкурирует с одесской «Красной гвардией» в производстве шахтных лебедок.

Помимо индийского интереса, «Укруглемаш» питает надежды и на поставку продукции в Китай. По словам руководителя внешнеэкономического управления компании Геннадия Бочарова, правительство КНР выдало распоряжение, которым обязало шахтеров вырабатывать угольные пласты толщиной 0,85–1,2 м. Но соответствующего оборудования китайские предприятия не производят, и владельцы местных шахт заинтересовались украинскими комбайнами. Этот контракт еще не подписан, поэтому в «Укруглемаше» не оглашают его параметры, но говорят, что поставки в Китай — дело практически решенное.

По данным компании, заводы «Укруглемаша» поставляют в РФ, Беларусь, Казахстан, Болгарию, Чехию и некоторые другие страны около четверти своей продукции. А в 2004 г., когда Кабмин Виктора Януковича был особо благосклонен к шахтерам Донбасса и дотировал приобретение ими новой техники, доход предприятий компании составил 1,29 млрд грн. Однако преемники Виктора Федоровича страстью к дотированию убыточной угледобычи не отличались, поэтому дончане пошли искать счастья за рубежом.

За счет зарубежных покупателей поддерживает на плаву производство горно-шахтного оборудования и завод им. Малышева. Как сообщили на предприятии, харьковчане подписали контракты с китайскими фирмами Shanxi BSK Trading Co Ltd, Xinvan Mining Group Co Ltd и некоторыми другими, которых считают близкими к владельцам шахт в провинциях Шанси, Шаньдун и Аньхой. Украинские машиностроители и здесь собираются заработать на бережливости китайских шахтеров и чиновников. Как сообщил «ДС» заместитель главного инженера завода им. Малышева Сергей Майборода, в КНР уже работают 16 харьковских машин, а еще 50 намерены поставить в Поднебесную в 2007–2008 гг. Учитывая, что стоимость каждого такого комплекса оценивается в $0,5 млн, малышевцы смогут пристойно заработать и на побочном для себя производстве.

Примечательно, что и в этом проекте для процветания КНР трудилось целое объединение украинских предприятий. Гидравлику для шахтных агрегатов танкостроители получали от Новокраматорского машзавода, систему управления разрабатывал Макеевский завод шахтной автоматики, а еще часть комплектующих — харьковское предприятие «Свет шахтера». В такой кооперации указанные заводы могут производить по 50–70 машин в год.

А вот в соседней Днепропетровской области у производителей шахтерской техники дела идут не лучшим образом. Три года назад сменил профиль ликвидированный Днепропетровский завод ГШО — сейчас там разливает свои напитки приватовская «Биола». Еще раньше сборку механизированных крепей нового поколения хотел освоить известный изготовитель авиагидравлики — Днепропетровский агрегатный завод, но по настоянию отраслевого лобби вынужден был отдать новинку дружковцам. А с нынешнего лета в процедуре банкротства находится производитель автоматических линий — павлоградский «Палмаш».