Издали горбатый силуэт острова напоминает каменный памятник подводной лодке, только вместо окуляра перископа блестит отражатель маяка. Зрелище голых невозмутимых скал, которые, по легенде, богиня моря Фетида подняла из волн для своего сына Ахилла, аккумулирует тоску. Возможно, объятый этой тоской, в середине девяностых с острова дезертировал на лодчонке солдат. Подобрали его, спасли от стихии и дальнейших собственных глупостей возле Килийского гирла.
Демилитаризация
Так или иначе, островок Левка-Фидониси-Илан-Ада-Шерпилор-Змеиный на протяжении всей обозримой истории выполнял военные задачи — эллинов, венецианских купцов, турок, румын и, наконец, братских участников Варшавского Договора. Ахилл, в честь которого жадные до путешествий древние греки даже воздвигли храм на макушке острова, тоже был военным, героем Троянской войны.
После победы России в русско-турецкой войне 1787—91 гг. полученный по Ясскому соглашению остров тоже спешили использовать с военной пользой. Гидрографическую экспедицию к Змеиному возглавлял военный специалист лейтенант Будищев. Картограф М.Крицкий, составивший в 1823 году первую схему острова, тоже был служивым человеком, капитан-лейтенантом. Строительство маяка на острове в 1837—43гг. благославлял адмирал М.Лазарев, тот самый.
После поражения России в Крымской войне 1853—56 гг. остров отошел к Румынии. Румыны использовали форпост своеобразно: на острове разместился дисбат. Гарнизон острова капитулировал без боя в апреле 1944-го.
На каменистом пятачке продолжительное время уживались три рода войск: радиотехническая рота, пограничники и моряки. Моряков пэвэошники, как и везде, называли бакланами, флотские соседей — сапогами. В 14 часов ежедневно, как и во всех воинских подразделениях государства, на острове развод.
— Струнко! Кроком руш! — командовал небольшому гарнизону радиотехнический майор, комендант острова. В строю смешанного пола маршировала и его жена-прапорщик. До конца дня она подчинялась мужу, чтобы после отбоя командовать майором.
Гордые моряки приходили с бидоном за водой только после развода, чтобы не отдавать «сапогам» честь, такие были условности. Воду носили в бидоне, потому что насос капризничал и привозная вода к маяку не доходила. Ее доставляло судно-водовоз. Снабжение привозили на десантной барже «Беляевка», у которой от старости винты вращались не враздрай, как положено, а в одну сторону.
В чемоданный период эвакуации военного добра на островных кручах командовал представительный дядя в камуфляже с полковничьими погонами, некто Григорий Федорович, представлявшийся губернатором острова.
— Какого острова, Борнео? — уточняли капитаны судов.
Чтобы вкусить полноту власти, он в свое время не пустил автора на остров, вычеркнув из списков судовой роли. Автор четверо суток маялся в пятидесяти метрах от скал с моряками БГК- 216, замечательными ребятами, написал о них потом два очерка, захлопотался и не спешил подавать иск в суд на нарушителя закона о прессе, тем более что вызвать его в суд с острова было невозможно. Вскоре власть на острове передали в надежные гражданские руки.
Этот полувоенный произвол стал последним взбрыком уходящего с острова военного порядка или беспорядка, смотря как его воспринимать. К сентябрю 2002-го демилитаризация острова в основном закончилась, о военной коммуналке на Змеином напоминали только остатки кабельных оплеток. Рабочие «Черноморгидростроя» в штормовые дни добывали из кабелей медь.
Делимитация
Если с демилитаризацией справились, то с делимитацией исключительных экомических вод возникла загвоздка.
Спорный вопрос государственной важности достался Украине в наследство от СССР, в братском Бухаресте полномочный министр Эдуард Мезинческу и первый секретарь посольства Николай Шутов подписали протокол о возвращении Румынской Народной Республикой в 12 часов по местному времени острова Змеиный, он же Шерпилор, и включении его в состав СССР.
Решила ли спор формальная незначительная близость Змеиного к берегам СССР (до наших берегов всего 35 километров, а до румынских — на километр больше) или тень генералиссимуса Сталина стращала, но событие произошло.
С обозначением госграницы не спешили, она была официально застолблена только в феврале 1961 года, а дележ экономических просторов и континентального шельфа и вовсе затянулся. СССР делал акцент на том, что протяженность береговой черты советского побережья в этом районе впятеро превышает протяженность румынского берега, и соответственно делил по паям морские горизонты.
Румынская сторона предлагала провести линию разграничения по географической параллели и далее по средней линии, проведенной между Крымом и побережьем Румынии. При таком варианте страна Советов лишилась бы участка шельфа и экономзоны площадью почти в семь тысяч квадратных километров. Победитель в войне, понятное дело, на уступки не шел. Решение проблемы отложили, дружить-то собирались вечно.
Ситуация в регионе обострилась после успешного бурения с платформы «Сиваш» в районе месторождения «Олимпийская» на континентальном шельфе. По мнению генерального директора ГАО «Черноморнефтегаз» Валерия Ясюка, запасы нефти в районе Змеиного приближаются к 10 миллиардам тонн, еще можно добыть
10 миллиардов кубометров газа. Некоторые впечатлительные эксперты даже полагают, что на самом деле объемы сравнимы с каспийскими.
Правда, смущает глубина залегания. Добыча углеводородов на глубине 2—2,5 километра невероятно дорога. Освоение месторождения на шельфе в районе острова Ахилла председатель правления «Черноморнефтегаза» Игорь Франчук оценивает в 100 миллионов долларов. Прибыль от его эксплуатации в течение десяти лет достигнет 180 миллионов: без создания консорциума с иностранной долей капитала не обойтись.
С 1986 года по согласованию с румынской стороной на острове действует временный порядок охраны исключительной морской экономической зоны Украины. В соответствии с этим порядком промышленное бурение на шельфе недопустимо. Хотя Украина обозначала свое бурение разведочным, соседи переполошились. Румынские власти не ограничились нотой и недавно подали иск в суд при ООН. Позиция Румынии тверда как скала: остров они считают скалой.
Прогнозы же по развитию возможных событий на шельфе выглядят порой зловеще. В недавнем интервью Би-би-си Франчук осадил ура-прожектеров, заявив, что рассуждать о серьезном украинском проекте добычи пока рано, нужны значительные средства. «Черноморнефтегаз» хотел бы разрабатывать шельф вместе с Румынией, а споры оставить политикам.
А если спор затянется на десятилетия, что дальше делать, как жить? Очень просто: жить счастливо и зарабатывать деньги.
На острове построен красавец-причал, способный принимать суда с осадкой до восьми метров. Надо полагать, причал не станет пустовать при работе канала в Быстром, земля в открытом море всегда нужна: подремонтироваться, принять воду или топливо. Круизные суда, которые проходят из верхнего Дуная в Вилково, смогут швартоваться здесь: соблазн побродить по дорожкам, где хрустят черепки тысячелетних амфор, велик. Спасибо военным, что сохранили остров от археологического разграбления.
Строительство причала рабочим и водолазам плавстройотряда №2 далось нелегко. В прошлом году штормило немилосердно, а в открытом море, где мощный разгон волны, дожидаться окна терпимой погоды можно неделями. Вроде и деньги выделили, а работы прерывались. Но основной причал все-таки сдали. Сейчас, когда в городе зачастили дожди, работы на острове не прекращаются. Для завершения строительства причального комплекса и берегоукреплений правительство выделило 1719,9 тыс. грн.
Меры эти неотложные: перешеек сужается, брызги наката в свежую погоду перелетают через стрехи крыш жилой зоны, море кромсает берег, грозя разделить остров надвое. «Если будут два мини-острова, один румынский, а второй наш, проблемы будут сняты», — легкомысленно шутят на материке. В настоящий момент ударно строится вторая очередь сооружений, причал для маломерных судов. Причал позарез нужен для катеров, которые будут регулярно ходить из Килии (с января 2002 года Змеиный включен в состав Килийского района Одесской области). На измаильском судоремонтном заводе приводится в порядок видавший виды транспортный рефрижератор «Косатка», который станет грузовым и пассажирским мостом между островом и большой землей.
Обладминистрация предусмотрела мероприятия по водоснабжению и отводу вод. Днепропетровские геофизики пробурили четыре сорокаметровые скважины, которые уже сейчас обеспечивают обитателей технической водой. Установка системы очистки производит два кубометра питьевой воды в сутки. По своему качеству она лучше водопроводной на материке.
Хозяйство
Кто же сейчас хозяйничает на острове? В январе 2003 г. сессией Одесского областного совета создано коммунальное предприятие «Островное», на которое возложены функции по обслуживанию территории острова и объектов, управляемых обладминистрацией. Его директор Виктор Острогляд уполномочен заключать договора с подрядчиками на проведение работ. Сейчас он успешно работает примерно с десятком подрядчиков.
Не на последнем плане озеленение голого острова. При греках остров Левки был кудрявым. Еще года четыре назад в дворике маяка, где когда-то располагался монастырь, мучились три с половиной чахлых алычи. Росли они рядом с бетонированной емкостью для воды, добывая корнями влагу из щелей. На острове нет шмелей, и мичман Сомов в пору цветения опылял цветки с помощью кисточки-флейца. Но емкости прохудились, вода ушла и деревья погибли.
Для озеленения острова выделено 25 тыс. грн. — кажется, прилично, но затраты многократные, дело хлопотное: сначала долбят кайлом лунку, потом насыпают землю, привезенную с материка. Из 100 саженцев, высаженных в этом году, прижилось только 60. А впереди сезон зимних штормов. Сколько деревьев дождутся весны?
Перелетные птицы, для которых Змеиный что-то вроде аэродрома подскока, наверняка оценят первую попытку озеленения. В весенний период на острове наблюдается до 234 видов птиц. Осенью меньше — 156 видов, 37 из них «краснокнижные». В отдельные годы на острове отдыхает до 45% орнитофауны стран СНГ.
Птицы улетят греться в Африку, а островитянам здесь зимовать. Пока отопление на острове электрическое, но предусмотрено и аварийное, печное. Печки приведены в зимнюю готовность, завезены уголь и дрова.
Продолжается реконструкция маячного городка. С острова наконец вывезен с предосторожностями ящик изотопных батарей для питания мерцательных огней маяка: изотопы были головной болью островитян еще с советских времен. Мусор и металлолом еще до конца не удалены, ведь десятилетиями на остров все завозилось впрок и ничего не вывозилось.
На острове проложены тротуары, дорожки освещены светильниками, чтобы мечтатели и парочки могли спуститься к полудиким пляжам с солдатскими названиями «Дамский», «Бандитский» и т.д. В людных местах установлены биотуалеты. В перспективе планируют строительство ВЭС из пяти ветряков на плавучих платформах общей мощностью 500 кВт. Ветра в округе вдосталь, недавно сорвало шифер с крыш, погнуло флагшток.
— Но все восстановлено, — поспешил уточнить Виктор Острогляд. Островом он не просто «болеет», он им грезит, как и весь персонал предприятия «Островное». Находясь на материке по делам, «начальник» Змеиного мотается по организациям, согласовывает, увязывает.
Острогляд спешил в банк «Аваль», который открывает на острове филиал. Вывеска и все необходимое завезены на остров с осени. Благодаря замминистру делается многое, чтобы на Змеином могли проживать в человеческих условиях до 150 жителей и командировочных, студентов-практикантов, работников рыбоохраны, специалистов пункта регулирования движения судов, сотрудников постоянного поста МЧС и других служб. Уже налажена надежная почтовая, мобильная и телефонная связь: номер телефона острова — 743-15-10. На почте можно приобрести предметы первой необходимости: мыло, носки, расческу. Если условия обитания позволят, можно будет приглашать на остров, являющийся геологическим памятником, научные экспедиции самых именитых университетов мира — разумеется, не бесплатно.
Тормозит отсутствие генплана застройки острова. Для его разработки обладминистрация выделила 50 тысяч гривен.
Перспективным выглядит создание на острове хозяйства по выращиванию мидий. Свежие моллюски под соусом турист сможет отведать в местном кафе. Планируют строительство центра развлечений, где любители подводного археологического дайвинга смогут отдохнуть от глубин.
Станет ли остров меккой подводного туризма? Все природные предпосылки к этому есть: вблизи острова обитают три вида «краснокнижных» крабов, вода изумительно чистая. Интерес к дайвингу прорезался и в отечестве. Посмотрите, что творится в сезон в Новом Свете, за аквалангами очередь.
Разумеется, для развития нужны средства, инвестиции.
* * *
Пройдет время, и склоны зазеленеют какими-нибудь ботаническими гибридами особой стойкости. Волны слижут со скал языки отработанного масла, которое солдаты сливали из дизель-генераторов. Какие-то скалки отколятся, обрушатся в море, глубины у берега впечатляющие. Нырнет туда заморский евролюбитель, увидит на дне осколок с наскальной надписью «Дембель неизбежен», подумает: от Ахилла осталось. Не поймет, станет целиться подводным «Никоном», а потом заметит дату «93» и всплывет. Загубник не позволит даже плюнуть от досады.