2005-11-03

Юрий Трутнев: "Годовой доход от добычи нефти составляет 15 долларов на россиянина"

Россия всегда славилась богатством своих недр и природой. Однако в последнее время эти богатства использовались неэффективно, принося пользу лишь немногим, хотя должны служить всем. Настало время разработать и принять соответствующее законодательство, которое давало бы возможность предпринимателям разрабатывать недра и наполнять казну государства. Сегодня готовится закон "О недрах", Лесной кодекс, начинается широкомасштабное наступление на тех, кто не соблюдает экологическое законодательство. Как сделать, чтобы нефтяникам было выгодно осваивать отдаленные регионы? Нужно ли будет платить за грибы, собранные в частном лесу? Можно ли построить дом на самом берегу реки? Да и кто вообще должен владеть недрами России? На эти и другие вопросы читателей Страны.Ru ответил министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев.

- Не считает ли вы, господин министр, что, отказываясь от принципа "двух ключей" при разработке полезных ископаемых в регионе, закон "О недрах" ущемляет права коренного населения и нарушает соответствующую статью конституции России? (Владимир Габышев, Дальневосточный округ)

- Не считаю. Со мной в этом согласен Конституционный суд России, который готовил соответствующее заключение по проекту закона "О недрах". Кроме того, в действующем законе принцип "двух ключей" не действует. На самом деле "второй ключ", который ранее был у субъектов РФ, позволял сделать только одно действие: не выставлять без подписи главы субъекта месторождение на аукцион. Почему и зачем губернатор должен иметь возможность препятствовать развитию экономики России, непонятно. Более того, за Министерством природных ресурсов не числится такого права - отказать главе субъекта Российской Федерации, который заявляет в перечень аукционов такой-то список месторождений. Если такой список представляется в МПР, а такого права у губернаторов никто не отбирал, оно существовало и существует, мы автоматически включаем его в раунд на аукцион.

- Около 90% наиболее разведанных и, так скажем, качественных месторождений уже распределены между недропользователями. Новый закон о недрах будет касаться лишь оставшихся 10%, да и то уже не самых лучших. Так зачем копья ломать, ради чего? (Александр Смышляев, Дальневосточный округ)

- Вы правы, доля нераспределенных участков в общем фонде даже меньше 10%. Однако новые участки недр с той или иной степенью изученности и объемом запасов пополняют этот фонд ежегодно. У нас не так много перспектив по открытию новых месторождений в хорошо освоенных регионах, например, Волго-Уральском и Западно-Сибирском. Но впереди у нас - освоение регионов Восточной Сибири, Дальнего Востока и континентального шельфа. В доступных районах Восточной Сибири, включающих юго-западную часть Республики Саха, Иркутскую область и юг Эвенкийского округа общий объем извлекаемых запасов нефти превышает 1 млрд тонн, а извлекаемые запасы природного газа - 5,6 трлн кубометров. При этом прогнозные и перспективные ресурсы нефти и газа в регионах Восточной Сибири во много раз превосходят имеющиеся запасы и составляют по нефти - свыше 9 млрд. тонн, по газу - свыше 30 трлн. В недалеком будущем имеющиеся ресурсы будут локализованы и выявлены месторождения. Необходимое финансирование в соответствии с программой воспроизводства минерально-сырьевой базы, разработанной до 2020 года, предусмотрено. Таким образом, у нас более оптимистические прогнозы относительно перспектив открытия новых месторождений.

- Последние постановления правительства, касающиеся недр, не поддаются ни какому логическому пониманию. Много, очень много говорится об увеличении геологоразведки, но имеется в виду только нефть и газ. А что других нет? И как стимулировать этот процесс применительно к малым добывающим предприятиям? Никаких снижений налоговых льгот для предприятий нет. Все на равных с "гигантами". Может, у таких предприятий, ведущих работы на правах предпринимательского риска, оставлять НДПИ на производство геологоразведочных работ? Вот и стимул, вот и деньги. А в Положение о переводе лесных земель в нелесные попала и геологоразведка, и геологическое изучение, и оценочные работы. Это ведь во много раз усложняет и затягивает получение разрешений. В чем логика хоть какая-то? (Сергей, Сибирский округ)

- Начну с вопроса о переводе земель. Действительно, сегодня перевод участков государственного лесного фонда 1-ой категории в земли других категорий чрезвычайно забюрократизирован и занимает 2 года и более, необходимы почти 40 разных согласований. Мы уже поставили задачу сократить срок согласования перевода лесов, а также количество необходимых документов до минимума, решения о переводе лесов будут приниматься не более чем за несколько месяцев. Теперь относительно ГРР на твердые полезные ископаемые. В государственной программе по воспроизводству МСБ до 2020 года прописан график мероприятий по восполнению сырьевой базы практически по всем видам твердых полезных ископаемых. Запланировано существенное увеличение финансирования из государственного бюджета.

К вопросу о поддержке малых предприятий. Действительно, сейчас не идет речь о снижении ставки НДПИ для таких компаний. Это слишком сложная задача, поскольку процедура отнесения компании к крупной или средней очень непрозрачна и оставляет возможность для коррупции. По этой позиции сошлись мнения большинства участников рабочей группы по разработке законопроекта о дифференциации НДПИ. Вместе с тем, есть другие механизмы, которые позволяют увеличивать возможности малого и среднего бизнеса в сфере недропользования. Такие механизмы предусмотрены в проекте нового закона "О недрах". Это и отмена разовых платежей за пользования недрами при геологическом изучении, возможность залога прав на пользование недрами, гарантирование права на возможность разработки месторождения после его открытия и др. Уверен, что более мобильные и эффективные с точки зрения организации - малые и средние компании - смогут заполнить свободные ниши в части геологического изучения и разведки, да и в разработке тоже. Практика говорит о том, что небольшие компании с высоким управленческим ресурсом охотно конкурируют с гигантами отрасли на аукционах. У нас много примеров, когда некрупные и малоизвестные компании их выигрывали, а сегодня начинают работу на месторождениях.

Что касается платежей за экспертизу запасов. В настоящее время рабочая группа МПР России готовит поправки в указанное постановление правительства РФ. Поправки коснутся изменения ставки платежа за экспертизу в зависимости от объемов запасов месторождения, вида экспертизы. То есть платежи будут дифференцированы. В настоящее время готовится обоснование ставок платежей, ведутся переговоры с Минфином.

- Не слишком ли мы расточительны, опустошая свои недра и продавая свои природные богатства за рубеж? Что будем делать, когда все закончиться, или после нас хоть трава не расти? Почему природные богатства добываются нашими олигархами бесплатно, а прибыль идет к ним в карман, как будто это их собственность. Сначала надо заплатить за нефть и газ, а потом и добывать в тех объемах, за которые заплачено! (Борис, Москва)

- Минерально-сырьевой комплекс России обеспечивает более половины ВВП и доходов федерального бюджета страны. Предложение сократить объемы добычи природных ископаемых едва ли отвечает интересам работников бюджетной сферы и социально незащищенных слоев граждан, то есть, например, тех категории населения, которые зависят от поддержки государства. Главное, чтобы доходы бюджета перераспределялись на социальные нужды, на строительство инфраструктуры, науку, вкладывались в воспроизводство минерально-сырьевой базы, что позволит России сохранить статус крупнейшей добывающей страны. Если говорить о том, что мы экспортируем, это, прежде всего, нефть и углеводороды, то по нефти - 56% добываемой нефти остается внутри страны.

- Подаренная Абрамовичу за $100 млн Сибнефть, превращенная им в Челси яхты, дворцы и английское гражданство, выкупается у него же государством за $13 млрд. Да по "закону", но он же украл "ренту" у меня и моих детей. вопрос: можно ли вернуть всю нефть и весь газ в распоряжения государства, назначить менеджерам по $1 млн зарплаты в месяц, чтоб не воровали и превратить нефть и газ в дороги, социальные программы, стипендии, пенсии и др.? (Якубенко, Санкт-Петербург)

- Сегодня годовой доход от добычи нефти в Российской Федерации составляет на одного жителя чуть более 15 долларов. Для сравнения, в странах Персидского залива этот показатель выше российского в 30-40 раз. Причем 15 долларов можно получить, если не вкладывать деньги в производство, инфраструктуру, не платить зарплату персоналу. Я не думаю, что мы сильно разбогатеем от этих 15 долларов. Представление о том, что можно продавать нефть и раздавать деньги гражданам, сильно преувеличено. Эти доходы нужно эффективно администрировать, направлять на важные инфраструктурные и национальные проекты. Национализация отрасли вряд ли принесет пользу стране. Тем более, бизнесу нужна стабильность и понятные правила игры, если их пересматривать каждые 10 лет, то Россия никогда не сможет приблизиться в своем экономическом развитии к наиболее успешным странам мира.

- Почему в России, нефтедобывающей стране непрерывно растут цены на бензин и дизтопливо? Какие меры предлагает принять МПР для того, чтобы остановить рост цен на горючее внутри страны? (Гончаров В.)

- Одна из основных причин повышения цен на нефтепродукты связана с высокими экспортными пошлинами и отсутствием дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Министерство природных ресурсов совместно с МЭРТом и Минфином готовят поправки в Налоговый кодекс, касающиеся дифференциации НДПИ. Пока разработаны три критерия дифференциации - снижение ставки НДПИ при выработанности месторождений свыше 85%, при добыче нефти высокой вязкости, а также при разработке новых месторождений нефти на малоосвоенных территориях, например, в Восточной Сибири и на континентальном шельфе РФ.

Страна.Ru