Вчера председатель НАК «Нафтогаз Украины» Александр Болкисев провел в Киеве свою первую пресс-конференцию. Впечатления от нее во многом противоречивы. Во-первых, он, в отличие от большинства своих предшественников на этом посту, не позиционировал себя в качестве политика («перестать быть политической фигурой»). Но при этом продемонстрировал внутреннее неприятие прессы и стремление каким-то образом закрыться от СМИ, хотя даже за короткое время работы убедился, что пользы от этого не будет («Паузы в общении порождают мифы… Без прессы нельзя»). Впрочем, надо полагать, со временем в этом вопросе молодому руководителю не обойтись без коррекции.
Первый блок добровольно изложенных новостей содержал рассказ о намерениях провести в компании структурную реорганизацию, перестроить бизнес-процессы и сократить (на 25%) «разбухший» аппарат, сократить расходы на неперспективных проектах, а от некоторых зарубежных просто отказаться, сделать понятными председателю правления (отсылая читателя к пункту 2, процитируем: «Но не прессе», а следовательно — не налогоплательщикам) финансовые потоки компании, приступить к модернизации газотранспортной системы, используя, в частности, «такой экзотический для Украины финансовый инструмент, как квоты по Киотскому протоколу» (их можно продавать в том случае, если страна меньше, чем ей дозволено, загрязняет природную среду).
Другой блок содержал сведения об усилиях «Нафтогаза» увеличить свой вклад в газовый баланс страны. По словам Болкисева, ввод в эксплуатацию двух новых месторождений и дожимной компрессорной станции на действующем позволит дать стране уже в следующем году 1,5—2 миллиарда кубометров, а кроме того, усилия НАКа будут сконцентрированы на морском шельфе Украины, где имеются немалые запасы нефти и газа. Есть также намерения реорганизовать внутренний рынок газа…
Украина, как известно, по программам давно вышла в передовые страны мира… Ну кто же будет против, если все эти хорошие замыслы осуществятся? Представляется, лично Болкисев располагает для этого всем необходимым, в том числе и достаточно редким для чиновников его ранга чувством юмора. В ответ на вопрос, не помешает ли его планам формирование нового правительства и законное желание премьера «поставить» на НАК своего человека, был процитирован Михаил Булгаков (о том, что человек неожиданно смертен), но главное, что сказал при этом Болкисев: на эту работу нужно идти так, как будто приходишь навсегда… Такое заявление, ей Богу, подкупает.
Но было на этой встрече и то, что, безусловно, далеко не у всех вызовет восторг. Отвечая на вопросы «Дня» и других журналистов о том, какой ценой «Нафтогазу» удалось добиться от России обещания не повышать газовые цены ни в третьем, ни в четвертом квартале этого года, Болкисев сначала сказал, что никаких уступок с украинской стороны сделано не было и что вполне достаточной уступкой было то, что на промышленный рынок газа Украина впустила совместное предприятие «Росукрэнерго». Затем в ходе перекрестного журналистского допроса также выяснилось, что кое какую роль сыграло согласие Украины вести объединенным с Россией фронтом ценовую борьбу с Туркменистаном (его новая цена для обеих стран $100 за тысячу кубометров). И, наконец, проявилась умиротворяющая Россию роль разговоров о вариантах (они, по словам Болкисева, были перебраны «от и до») создания международного газотранспортного консорциума по управлению украинской газотранспортной системой. Глава НАК, как оказалось, не является категорическим противником таких разговоров («ведь речь не идет о продаже»), для него главное — понять, что же на самом деле будет означать слово «управление». Если такое понимание будет гарантировать Украине баланс газа, который сегодня из-за всяких обходных вариантов имеет тенденцию к сокращению, то, как считает Болкисев, это, возможно, для Украины, только плюсы.