2015-06-19

В Казахстане недропользователи требуют возвращения стабильности законодательств

Стабильность законодательства в сфере недропользования необходимо гарантировать для привлечения инвестиций в отрасль, считает генеральный директор Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса Kazenergy Асет Магауов. Такое мнение он высказал в пятницу на круглом столе по обсуждению концептуальных вопросов проекта Кодекса “О недрах и недропользовании”, при этом представитель ассоциации сослался на данные статистики, характеризующие состояние нефтегазовой отрасли, а также на мнения компаний отрасли.

По словам г-на Магауова, в нефтегазовой отрасли в настоящее время можно отметить следующие тенденции: высокая волатильность цен на мировых рынках, высокий коэффициент налоговой нагрузки на отрасль в Казахстане, особенно на ранних стадиях разработки месторождений, нестабильное законодательство, уменьшение запасов, усиление зависимости страны от большой тройки - Карачаганак, Тенгиз, Кашаган, дальнейшая стагнация добычи на остальных предприятиях отрасли. По его мнению, в совокупности все перечисленные тенденции и факторы влекут риски снижения привлекательности нефтегазового сектора в плане привлечения инвестиций. “Мы видим, что ключевыми, концептуальными задачами, от успешного решения которых зависит дальнейшее успешное развитие отрасли, являются следующие: разработка мер по стимулированию частных инвестиций в геологоразведку, обеспечение для инвесторов максимально возможной степени предсказуемости и стабильности регулирования, максимально возможной степени упрощения и сокращения процедур”, - заявил г-н МАГАУОВ.

Сенатор Ерлан Нигматулин признал, что законодательство в сфере недропользования, “к сожалению”, на протяжении длительного времени подвергалось значительным изменениям. “Ныне действующий закон “О недрах и недропользовании”, который мы приняли в 2010 году, уже на следующий год, в 2011 году, подвергся изменениям по пяти пунктам, - констатировал oн. - В 2012 году этот закон подвергся изменениям по 39 пунктам, а в 2014 году данный законопроект по инициативе правительства подвергся изменениям по 270 пунктам. В общей сложности за пять лет действия изменения вносились 23 раза”, - заметил он. И напомнил, что в числе ста шагов по реализации пяти институциональных реформ, предложенных Президентом Назарбаевым, в отношении недропользователей предусматривается две задачи, первая из которых - повышение прозрачности и предсказуемости сферы недропользования через внедрение международной системы стандартов отчетности по запасам полезных ископаемых.

Второй задачей, по его словам, является введение упрощенного метода заключения контрактов на основе лучшей мировой практики, и обе эти задачи должны быть решены в рамках нового кодекса “О недрах и недропользовании”. Кроме того, он отметил необходимость введения в сфере недропользования для инвесторов принципа “одного окна”. “Думаю, что принцип одного окна должен состоять в том, чтобы инвестор после подачи заявки по установленной форме через определенный срок мог прийти и получить весь пакет разрешений и согласований с республиканскими и местными органами в том же “одном окне”, - заметил г-н НИГМАТУЛИН. В том, что эти задачи будут решены, участников круглого стола заверил вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау: по его словам, в концепции проекта Кодекса “О недрах и недропользовании” предусмотрена норма по упрощению предоставления права на недропользование и создания условий для привлечения инвестиций в геологическое изучение недр, в разведку и добычу полезных ископаемых. В этой связи, отметил вице-министр, предлагается “совершенствование регулирования недропользования в горнорудной сфере по австралийской модели”.

“В этом году мы начнем его в пилотном варианте. Сроки сократили до 25 дней. В Кодексе предполагается, что право недропользования на разведку будет предоставляться в течение трех дней”, - уточнил г-н РАУ. По его словам, этому должна предшествовать большая организационно-техническая работа. “Имеется в виду предоставление открытого доступа через интерактивную карту, ее надо создать, всю сетку надо в интерактивный режим разместить. Это очень большая работа, но она будет того стоить, поскольку, действительно, недропользователь может в свободном режиме по принципу аренды взять участки на разведку”, - пояснил замминистра. Кроме того, одна из норм законопроекта, по словам г-на Рау, относится и к вопросу рассекречивания геологической информации, которую необходимо проводить на основе международного опыта. “Сегодня в фондах находится 132 тысячи отчетов: четверть из них - 34 тысячи - засекречена”, - подытожил он. Что касается концепции проекта кодекса “О недрах и недропользовании”, распространенной перед началом круглого стола, там также упоминается проблема стабильности законодательства.

“Законодательство в сфере недропользования на протяжении всей своей истории являлось объектом весьма частых и не всегда обоснованных изменений. Так, например, в период с декабря 2006 года по январь 2007 года, то есть в течение одного месяца, изменения в базовые законы “О нефти” и “О недрах и недропользовании” вносились трижды. За пять лет своего существования действующий закон о недрах изменялся 30 раз, на очереди 31-е изменение, что свидетельствует о нестабильности правил и условий пользования недрами. В свою очередь, постепенный отказ от ключевых гарантий стабильности условий контрактов на недропользование окончательно подорвал доверие инвесторов, - говорится в документе. - Отношения по недропользованию являются длящимися отношениями, осуществление недропользования требует больших инвестиционных вложений, и инвестору крайне важно быть уверенным в стабильности правовых условий своей деятельности. Представляется, что мерой, способной восстановить доверие инвесторов, является восстановление государством гарантий стабильности правового режима недропользования, включая размеры ставок налогов и специальных платежей недропользователей, таможенных пошлин и сборов, условия возврата территорий разведки, условия расходов на работы по разведке, добыче и другие обязательства финансового характера. Данные меры предлагается реализовать, предусмотрев соответствующие положения в Кодексе и иных законодательных актах”, - подчеркивается в концепции.