2006-09-07

Угольная перестройка: есть ли баланс?

Практически ни одно информагентство не оставило без внимания заявления премьер-министра Виктора Януковича и министра угольной промышленности Сергея Тулуба о грядущих кардинальных преобразованиях в отрасли, сделанные накануне Дня шахтера. Пока из разрозненных сообщений ясно одно: готовится масштабная угольная перестройка с ликвидацией самого Минуглепрома, приватизацией шахт, добывающих коксующийся уголь, созданием НАК (или ГАК?) "Энергетический уголь Украины". В общем, готовится полное реформирование рынка угля. За первыми разъяснениями корреспондент "Донбасса" обратился к заместителю председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, руководителю Независимого профсоюза горняков Михаилу ВОЛЫНЦУ.

- Михаил Яковлевич, каковы результаты первой коллегии Минуглепрома? Перед ее началом было заявлено о кардинальном реформировании угольной отрасли. По каким направлениям и в какие сроки планируется реорганизация министерства?

- Первая коллегия состоялась под руководством нового министра Сергея Тулуба, который очередной раз пришел в министерство в этой должности. Присутствовал на ней и премьер-министр Янукович. Он еще раз подчеркнул необходимость реформирования угольной отрасли, предупредил руководителей предприятий, генеральных директоров о персональной ответственности за все, что происходит на шахтах, особо отметив, что задолженности перед шахтерами по зарплате - в первую очередь вина руководителей объединений.

Уже после заседания коллегии выяснилось, что перед его началом Виктор Янукович сообщил журналистам о решении ликвидировать Министерство угольной промышленности и создать Государственную акционерную компанию с хозяйственными функциями. Идея сама по себе, может, и неплохая, но удивляет то, что ничего подобного на коллегии Виктор Федорович не говорил, и постановление было выработано совершенно на иную тему. В связи с этим у меня возникает вопрос: будет ли реформирование проводиться открыто, таким образом, чтобы в нем приняли участие и местные органы самоуправления, и обладминистрации, и профсоюзы, и наука, и другие специалисты и организации, имеющие к угольной промышленности непосредственное отношение? Это беспокоит меня больше всего.

- Вы сторонник сохранения министерства?

- На данном этапе было бы лучше, чтобы министерство оставалось, потому что все-таки статус министра как члена правительства весомее и позволяет на более высоком уровне решать вопросы отрасли. Вот вам пример, проблема буквально последних месяцев. Энергетики приобретали ничтожно малые объемы угля для ТЭС, фактически прекратив серьезные закупки у угольщиков. В то же время они выбирали уголь с собственных складов электростанций. В результате у энергетиков уменьшились запасы на складах с 2,4 млн. до 1,9 млн. тонн, зато у шахтеров на складах накопилось около миллиона тонн нереализованного энергетического угля. Иными словами, блокировалась работа угольных предприятий, которые лишались необходимых оборотных средств (для той же выплаты зарплаты, приобретения оборудования). На уровне министров решать подобные вопросы намного легче.

- И Виктор Янукович, и Сергей Тулуб в своих заявлениях говорили о необходимости приватизации угольных предприятий. Выработаны ли уже механизмы, позволяющие обеспечить прозрачную приватизацию?

- Как зампредседателя парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса и как председатель отраслевого Независимого профсоюза я пока против приватизации угольных предприятий, хотя в принципе профсоюз ее поддерживает. Согласно нашей позиции, имеет право на жизнь и государственная, и частная, и коллективная форма собственности, и аренда, и акционирование. Но на первом этапе необходимо ограничиться реструктуризацией угольной промышленности, провести оздоровление предприятий отрасли, придать им привлекательный вид. Ведь "убитые" шахты либо продадут по дешевке, либо закроют и затопят. Нужны четкие и прозрачные правила и механизмы приватизации. И главное - необходимо понимать, что за шахтами в угольных регионах стоят сотни тысяч людей, на базе угольной промышленности существуют горные институты, профтехучилища, шахтерские поселки и целые города, с ней связаны коксохимия, металлургия и энергетика. За всем этим необходимо видеть энергетическую безопасность страны.

- После заявлений премьер-министра и министра, хотя они были сделаны в разное время и в разных местах, но на одну и ту же тему, стало очевидно, что инвентаризацию угольной промышленности, угольных активов планируют провести в течение двух месяцев - до ноября, а государственную акционерную компанию создать к январю 2007 года. Чем можно объяснить такую спешку?

- Мне это непонятно. Донецкая финансовая группа, а я бы сказал, клан, пришел надолго, сегодня власть в ее руках. Можно было бы по-государственному отнестись к отрасли, во всем досконально разобраться, а не спешить. Я думаю, что власти не станут производить структурные изменения зимой, так как Россия именно зимой, в декабре или январе, еще раз покажет свой норов и будет повышать цену на газ до тех пор, пока правительство Януковича не согласится отдать России нефтегазотранспортные системы и наши газохранилища, являющиеся самыми крупными в Европе. Скорее всего, это будет сделано под видом консорциума.

- Вы упомянули о российском интересе к газотранспортной системе Украины, а есть ли подобный интерес к нашей угольной промышленности?

- Если сюда придут россияне, то они закроют шахты. Возьмем для примера соседнюю Ростовскую область. Там пошли по пути закрытия шахт. Россия будет заинтересована завозить к нам собственный уголь - из Кузбасса, с Севера. Сегодня мощной угольной экспансии России в Украину мешают только транспортные тарифы.

- Какие действия собираются предпринимать в связи с грядущими переменами Независимые профсоюзы?

- Сосредоточим свои усилия на вопросах социально-экономической защиты трудящихся. В первую очередь - на повышении престижности шахтерского труда, его стоимости, решении вопросов охраны труда. Естественно, максимум усилий будем прилагать к тому, чтобы этой защитой обеспечить рост численности шахтеров. Ведь старение кадров, низкий уровень подготовки молодых специалистов, слабая привлекательность шахтерского труда именно в молодежной среде - очень серьезная проблема.

- Какой вы видите перспективу развития отрасли?

- В первую очередь для развития угольной промышленности необходимо сформировать баланс энергоносителей в пользу угля. В связи с этим направить инвестиции в угольную промышленность, увеличить объемы бюджетного финансирования в ближайшие два-три года не менее чем в два раза (позднее этот объем можно уменьшить). Сделать отрасль привлекательной. В таком случае поднимутся объемы добычи угля, улучшится его качество. Тогда и можно будет рассчитывать на инвестиции частного капитала, в том числе и зарубежного.