2012-10-16

Россия. "Газпром" допустит польские компании к добыче российского газа?

Доля российского капитала в общем объеме иностранных вложений в Польше, равном 598 млрд злотых (прибл. 15 млрд евро), микроскопически мала. По данным Национального банка Польши объем инвестиционных обязательств России в 2010 году оценивался в 99 млн злотых (ок. 25 млн евро), и этот объем имел тенденцию к снижению. Достаточно сравнить это с объемом инвестиций с Украины (1,6 млрд злотых или 400 млн евро) или даже из крошечной Латвии (221 млн злотых). Из 1500 иностранных инвесторов в Польше российских лишь пять, правда один – стратегический. Речь идет о об операторе газопровода “Ямал-Западная Европа”, пишет InoPressa.

Российские инвестиции противоречат стратегическому курсу польской политики, против них активно выступают представители государственных органов и спецслужб. Общественное мнение тоже активно против сближения с Россией. Авиакатастрофа под Смоленском, кстати, привела к дальнейшему уменьшению возможностей для сотрудничества, - заявляет известный польский энергетический аналитик Анджей Шченьсняк.

Зададим себе вопрос - а насколько опасны иностранные инвестиции вообще? Они, конечно, “угрожают” развитию экономики через приток капиталов, технологий и открытие новых позиций для сбыта. В то же время нельзя не признать, что наличие иностранных инвестиций в определенной мере ограничивает свободу маневра страны-рецепиента инвестиций как на международной арене, так и на внутреннем рынке. И будь то США, Россия и Германия, инвесторы всегда хотят защищать свои деньги, получать прибыль и в этом контексте стараются влиять на власти, СМИ и общественность разных стран. В этом инвесторам помогают правительства их родных стран. Вот против такого влияния России и выступает Варшава, - продолжает аналитик.

Правда, инвестиций из дружественных стран Запада и их влияния мы почему-то не боимся. А ведь это тоже вызов для экономики. Из страны уже уплыло прибылей на 80 млрд злотых (20 млрд евро), а уровень капитализации зарубежных компаний, работающих в Польше, уже превысил 50% от уровня капитализации 500 крупнейших компаний, действующих на здешнем рынке. Кроме того, иностранцам принадлежит 60% участия в польском экспорте. Такой расклад для экономики Польши крайне невыгоден.

Основой для привлечения инвестиций является состояние торговых отношений, а их баланс на российском направлении сегодня невыгоден для Польши. В 2011 дефицит российско-польской торговли составлял 17 млрд долларов, это даже более высокий показатель, чем в торговле с Китаем. Доля участия России в торговом обороте с Польшей возросла с 6,2% до 8,5% за последние три года. При этом в целом польский экспорт возрос в десять раз по сравнению с 2000 годом, и динамика его развития – выше средних показателей.

Польско-российское сотрудничество имеет потенциал развития, считает Анджей Шченьсняк, однако необходим выход на качественно новый уровень, превосходящий простой торговый обмен - на уровень инвестиций, который требует большего доверия, большего желания сотрудничества и большей воли к компромиссам. Ничего этого пока не видно с обеих сторон. Прошло вот уже почти 20 лет с момента подписания межправительственного соглашения между РФ и РП о поддержке и взаимной охране инвестиций, но соглашение до сих пор не ратифицировано. Среди 61 соглашения подобного рода, заключенных Польшей, лишь соглашение с Россией не вступило в силу. А проблемы в экономической сфере имеют своим прямым следствием осложнения в сфере политической, межгосударственных отношениях.

Да, Россия - партнер трудный, трудный даже для крупных европейских держав. Поэтому отношения с ней надлежит строить на основе своеобразного обоюдного “захвата заложников”. Имеется в виду взаимный обмен инвестициями. Например, “Газпром” может прийти в польскую электроэнергетику, а польские компании - в добычу российского газа, подобно тому, как это делают CША. Сейчас ExxonMobil идет в российскую Арктику, а “Роснефть” - в американские сланцы. Выгода здесь взаимная, и при этом сохраняется контроль за ресурсами.

Следует отметить, что российские инвесторы в Польше интересуются, прежде всего, энергетическим сектором, где уровень государственного контроля достаточно высок, и потенциальной угрозы национальным интересам Польши легко избежать. А ведь Польша стоит перед лицом проблем, связанных с новой европейской энергетической моделью, и в такой ситуации российский газ был бы для нас серьезным подспорьем.

Однако польские политики не принимают во внимание подобные возможности. Отношения с Россией столь сильно наполнены негативными эмоциями, что всех деятелей так и подмывает озвучить по данному поводу эмоциональные, но пустые декларации. Увы, эмоции денег не прибавят, поэтому Польша должна руководствоваться исключительно экономическим расчетом. Пока же мы поступаем совсем наоборот, - заключает Анджей Шченьсняк.

RusEnergy