2013-03-06

Российские компании отказываются от инвестиций в венесуэльские нефтяные месторождения?

На сегодняшний день ситуация с Национальным нефтяным консорциумом изменилась. Из состава ННК вышел "Сургутнефтегаз". Источники в нефтяной отрасли неоднократно отмечали, что создание ННК было инициативой нынешнего главы "Роснефти" Игоря Сечина, на тот момент курировавшего ТЭК в российском правительстве. "Сургутнефтегаз", по словам источников, в Венесуэлу не стремился. Именно этим объясняется выход компании из проекта. Долю "Сургутнефтегаза" в конце января 2013 года выкупила "Роснефть". Сумма не раскрывалась, по данным источников, госкомпания заплатила "Сургуту" $200 млн – то есть, сумму, внесенную компанией при вхождении ННК в проект "Хунин-6".

Учитывая, что до конца первого полугодия "Роснефть" должна завершить сделку по поглощению ТНК-ВР, в перспективе госкомпания получит 60% в ННК. В связи с этим экс-оператор "Хунина-6" "Газпром нефть" 27 февраля заявила о необходимости подписания нового акционерного соглашения по проекту. Но «Газпром нефть» не намерена выходить из проекта даже в том случае, если ее инициатива не будет поддержана.

Не собираются выходить из "Хунина-6" и другие участники. "Венесуэла остается стратегическим направлением для нашей компании, — заявили "Газете.Ru" в "Роснефти", напомнив, что Сечин неоднократно говорил о том, что Венесуэла является самым перспективным в мире регионом в плане нефтедобычи.

В ЛУКОЙЛе также говорят, что заинтересованы в проекте. "У него хорошая рентабельность", — пояснил представитель компании. До 2011 года ЛУКОЙЛ работал на другом проекте в бассейне Ориноко – "Хунин-3", когда истек срок контракта, российская компания решила не заключать новых соглашений. "Это был контракт на доразведку, мы выполнили свои обязательства и решили на этом остановиться, — рассказывает представитель ЛУКОЙЛа. – Дело в том, что "Хунин-3" территориально располагается довольно далеко от "Хунина-6", и работать там в одиночку достаточно сложно".

В сентябре прошлого года «Роснефть» договорилась с PDVSA о вхождении в проект «Карабобо-2». Территория Карабобо, располагающаяся в нефтеносном поясе реки Ориноко, включает в себя три блока. Запасы первого и третьего составляют 8 млрд тонн и 4,6 млрд тонн нефти соответственно. Запасы «Карабобо-2» оцениваются в 5,1 млрд тонн. Как говорил осенью министр энергетики Венесуэлы Рафаэль Рамирес, на «Карабобо-2» «Роснефть» и PDVSA рассчитывают добывать 400 тыс. баррелей (около 55 тыс. тонн) ежесуточно. В январе Рамирес уже заявлял о суточной добыче в 1,12 млн баррелей (порядка 153 тыс тонн). Доля российской компании составляет 40%.за это «Роснефть» заплатит $1,2 млрд, плюс предоставит PDVSA кредит на $1 млрд.

В конце февраля Венесуэлу посетила делегация российских предпринимателей во главе с Игорем Сечиным. По итогам визита глава «Роснефти» заявил, что госкомпания намерена вложить в уже действующие венесуэльские нефтяные проекты $10 млрд. Срок инвестирования Сечин не уточнил. Зато он сказал, что «Роснефть» интересуется проектами по добыче газа на шельфе Венесуэлы. А министр энергетики Венесуэлы Рафаэль Рамирес в свою очередь заявил, что совместные инвестиции России и Венесуэлы в нефтяные проекты до 2019 года составят $46 млрд, $17 млрд из них внесут российские компании.

«У нас нет сомнений, что наши инвестиции являются защищенными, — говорил Сечин в конце января. — Мы убеждены в том, что наши проекты будут реализовываться в долгосрочном периоде, и на них не повлияют внешние обстоятельства».

Источники в нефтяной отрасли говорят, что риск в любом случае остается. «Основные риски связаны с возможностью пересмотров новым правительством заключенных соглашений, — поясняет представитель одной из работающих в Венесуэле российских нефтяных компаний. – Сам Чавес в период национализации практически вынудил уйти из Венесуэлы американские ExxonMobil и ConocoPhilips и компании потеряли все свои инвестиции».

За месяц до смерти Чавеса источники Bloomberg утверждали, что «политический вакуум» в стране может спровоцировать сокращение финансирования инвестпроектов, в том числе со стороны ближайших партнеров — России, Китая и Индии.

Российские и индийские компании отказываются от планируемых инвестиций в венесуэльские нефтяные месторождения, говорили агентству восемь руководителей и консультантов нефтяных компаний. В частности, индийская Reliance Industries Ltd. отложила на несколько месяцев инвестиции в размере $2 млрд в четыре венесуэльских нефтяных месторождения, несмотря на крайний срок сделки 31 января этого года, так как не получила геологические данные от PDVSA, заявил источник Bloomberg. Задержки в финансировании ставят под угрозу способность венесуэльской PDVSA остановить снижение объемов продукции, предупреждал источник.

Источник в "Роснефти" это опровергает. "На встрече Сечина с президентом Владимиром Путиным, состоявшейся 22 января, глава госкомпании назвал Венесуэлу одним из приоритетных направлений. Ранее Сечин не раз подчеркивал, что Венесуэла является зарубежным приоритетом номер один", — напомнил он.

«Газета.Ru»