2006-12-13

Поиск ископаемых продолжается, но не используются "неископаемые"

Фото Валерия ВОЙТЕНКАЗанимая 4,4% территории страны, Донецкая область обладает пятой частью общеукраинских запасов минерального сырья, поиск полезных ископаемых продолжается. О перспективах рассказывает начальник отдела по вопросам минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр главного управления экономики облгосадминистрации Андрей КРУТЬКО.

"Открытия чудные" впереди

- Андрей Михайлович, бытует мнение, что недра нашей области изучены, что называется, вдоль и поперек, как старый огород, и никаких открытий ожидать не приходится...

- Это большое заблуждение. Недра Донбасса исследуются больше ста лет, разведано семьдесят перспективных видов полезных ископаемых, из которых около тридцати разрабатывается. По таким видам сырья, как каменный уголь, каменная соль, флюсовые известняки и доломиты, огнеупорные и керамические глины, каолин, мел для химической промышленности, формовочные и строительные пески, цементное сырье, гипс, промышленность области и страны обеспечена на 40-90 лет. Но богатства земли этим далеко не исчерпываются, нашим геологи продолжают пополнять реестр месторождений полезных ископаемых. Открыты или разведываются новые для региона виды: золото, медь, свинец, редкие и редкоземельные металлы, фосфориты, бентонитовые глины, карбонаты и магнезиты, самоцветы, выявлены кимберлитовые трубки и дайки, в отдельных из них встречаются обломки мелких кристаллов алмазов. Нет сомнения, что более тщательное исследование принесет нам еще немало, как сказал поэт, "открытий чудных".

А метан пока уходит... в небо

- Украина, как известно, испытывает дефицит природного газа и нефти, которые приходится импортировать. Цена на них постоянно растет, и это снижает конкурентоспособность отечественных товаров, а также повышает стоимость жилищно-коммунальных услуг. Есть ли надежда хотя бы в перспективе обеспечить себя газом?

- Геологи утверждают, что природный газ в области есть, его прогнозные запасы составляют более пяти триллионов кубометров. Но добыча его пока осуществляется только вблизи Красного Лимана на Дробышевском месторождении в объеме миллион кубометров в год. Запасы месторождения оцениваются в 1,7 млрд. кубометров. Предприятиям области на начало 2006 года было выдано десять специальных разрешений на разведку и эксплуатацию месторождений природного газа. Однако газоносные горизонты залегают в большинстве случаев на достаточно большой глубине (от 2000 до 4000 метров). Разведка и добыча связаны с большими затратами.
 
Особую актуальность приобретает добыча метана при дегазации угольных пластов на шахтах. Помимо использования в качестве энергоносителя, добыча его обеспечивает безопасность работы угольных шахт. Запасы метана на 60 действующих шахтах Донбасса составляют более 100 миллиардов кубометров. Сейчас только через системы вентиляции и дегазации из угольных шахт Донецкой области выбрасывается в атмосферу до 2,7 млрд. кубометров метана в год, что достаточно для удовлетворения трети потребностей области в газе. В мире накоплено много опыта добычи шахтного метана, в частности, в США, но у нас по-настоящему занимается этим только донецкая шахта имени А.Засядько. Разработанная программа дегазации угольных пластов рассчитана на получение 250 млн. кубометров метана в год. Уже сегодня добыча попутного газа обеспечивает работу электростанции мощностью 66 мегаватт.

Опыт шахты им. Засядько будет распространен на другие. В рамках сотрудничества облгосадминистрации с НАН Украины корпорация "Индустриальный союз Донбасса" создает современный комплекс извлечения и использования шахтного метана в объеме 5-6 млрд. кубометров в год на Южно-Донбасской площади. Госпредприятие "Донецкая угольная энергетическая компания" ведет работы по извлечению метана на площадях "Южно-Донбасская N12-1", "Южно-Донбасская N4". Госпредприятие "Центр альтернативных видов топлива" НАН Украины и Минуглепром реализуют проекты разведки, добычи и использования метана на площади Красноармейского полигона "Добропольской-Капитальной", "Гапиевской" и Южно-Родинской площадки. "Компания "Юговостокгаз" ведет разведку запасов и разрабатывает схему добычи и использования метана поля шахты "Торецкая" на куполе "Карабанка", где прогнозируется добыча 12-15 млн. куб. м в год. Для решения проблем поиска альтернативных видов топлива и добычи шахтного метана облгосадминистрация и Агентство по торговле и развитию США подписали договор по выделению гранта Донецкой облгосадминистрации для частичного финансирования стоимости товаров и услуг, необходимых для составления технико-экономического обоснования разведки и добычи метана угольных шахт Украины. Намечено разработать концепцию дегазации для горнодобывающих предприятий на десять лет планового развития. Реализация этих проектов позволит значительно улучшить обеспечение энергоносителями промышленности области и повысить безопасность добычи угля в шахтах.

Шахтная вода и терриконы - тоже ценное сырье

- Андрей Михайлович, ведь при добыче угля в шахтах выделяется не только метан, но и вода, которая также является полезным ископаемым, и потребность в ней промышленности и сельского хозяйства велика. Но вместо того, чтобы очищать и пускать в дело, выкачиваемую из шахт воду сбрасывают в ручьи и речки, убивая в них все живое.

- Вы правы. Вода не менее ценна, чем минеральное сырье. По некоторым оценкам, из шахт области ее выкачивается до миллиарда кубометров в год. Это сравнимо с общим водопотреблением области. К сожалению, шахтные воды используются лишь в незначительном количестве - нужны очистные установки и реконструкция систем водоснабжения.

- Кроме того, над шахтами возвышаются еще породные отвалы - терриконы, в которых, говорят, содержится вся таблица Менделеева. Они будут как-то утилизироваться?

- В терриконах есть полезные и ценные минералы, однако содержание их столь мало, что добыча не оправдывает затрат. Но техника и технология не стоят на месте, совершенствуются, и со временем, надо полагать, извлечение полезных минералов и металлов из терриконов станет выгодным делом, не зря уже сегодня некоторые негосударственные предприятия и фирмы стремятся заполучить отвалы в свою собственность. Не для созерцания же.

- В области также немало карьерных отвалов по добыче флюсов, доломитов, керамических и огнеупорных глин, мела и других полезных ископаемых. Однако при разработке карьеров добывалось что-то одно, скажем, доломит, а все сопутствующие минералы шли в отвалы. Сейчас что-то меняется?

- Да, это так. Комплексное использование сырья было редким явлением, при вскрышных работах все, что лежало сверху, обычно шло в отвал. Сегодня ситуация меняется. В качестве примера можно привести ОАО "Глины Донбасса", где все полезные ископаемые, извлеченные при вскрышных работах, складируются отдельно и используются или будут использованы. Ряд отвалов зарегистрирован как техногенные месторождения, из которых будут извлекаться полезные элементы. Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича уже приступил к переработке лежащих "хвостов" Донецкого химико-металлургического завода.

- Кстати, о металлургии. Как она обеспечена сырьем?

- Железная руда на наши металлургические заводы поставляется в основном из Криворожья. Однако добыча ее там становится все дороже и приближается к стоимости извлечения шахтным способом.

Поэтому встает вопрос обеспечения металлургии местной, более дешевой рудой. В частности, предлагается освоение месторождений высококачественных легкообогатимых железистых кварцитов в западном Приазовье, пригодных для бездоменного производства стали. Геологи детально исследовали и дали заключение к промышленному освоению четырех месторождений руды, в том числе Мариупольского. Общие запасы составляют более 1,8 миллиарда тонн.

Что касается флюсовых известняков и доломитов, то продолжается геологическое изучение и оценка месторождений Докучаевско-Каракубской группы, кварцитов Севастьяновского месторождения, расположенного севернее Амвросиевки. Завершается разведка Родниковского месторождения флюсовых известняков и доломитов, в перспективе - Первомайского и Северо-Шевченковского месторождений. Таким образом, черная металлургия области обеспечена сырьем на многие десятилетия.

- В последние годы на мировом рынке растет спрос на редкие и редкоземельные металлы. Они имеются в недрах Донетчины?

- Да, и в немалом количестве. Одним из самых крупных в мире является Азовское месторождение циркония и редкоземельных металлов цериевой и иттриевой групп, расположенное в Володарском районе. Разведано месторождение редких металлов (тантала и ниобия) в Волновахском районе. Причем руды в нем комплексные, что позволяет получать также циркониевый, нефелиновый и полевошпатный концентраты.

Глина наверху, а алмазы в глубине

- В области принята региональная программа "Керамика" по комплексному развитию этой отрасли. Какова ее сырьевая база?
 
- Сырья для производства всевозможных керамических изделий в Донецкой области более чем достаточно. В Славянском и Добропольском районах разведаны и эксплуатируются уникальные по объему и качеству месторождения глин, которые сегодня экспортируются в Италию, Испанию, Турцию, Грецию, Египет и другие страны, и лишь около одного процента используется в Украине. Программа "Керамика" предусматривает применение современных технологий добычи и переработки сырья и расширение производства керамических изделий в области, реконструкцию существующих предприятий. К этой программе проявляют большой интерес зарубежные инвесторы.

- В последнее время в печати появляются сообщения об обнаружении в нашей области золота и даже алмазов. Значит, скоро у нас будут золотые прииски и алмазные копи?

- Об этом говорить еще преждевременно. Тем не менее геологоразведка последних лет подтверждает, что Приазовский блок Украинского щита имеет перспективы. Одним из таких районов является южная часть области. Здесь выявлено семь кимберлитовых проявлений, отмечены перспективные участки коренных месторождений алмазов и минералов-спутников. В юго-западной части обнаружено три лампроитовые трубки и два кимберлитовых тела. Но пока найденные алмазы столь мелки, что ювелирной ценности не представляют. Не исключено, что обнаруженные кимберлитовые трубки могут сигнализировать о существовании крупного месторождения алмазов на глубине. Но чтобы это выяснить, нужно современное оборудование и серьезные финансовые затраты. Словом, надо продолжать поисковые работы. Как известно, кто ищет, тот всегда найдет.